Волна есть!-1

Однако длины световых волн в сотни и тысячи раз превышают те, которые должны были иметь дебройлевские волны электронов. Устройства, придуманные для создания дифракции света, - все эти щели, экраны, дифракционные решетки, - оказываются явно слишком грубыми. Ведь размеры препятствий, на которых наблюдается дифракция волны, должны быть сравнимы с ее длиной или же быть меньше ее. Что хорошо для света, то не годится для дебройлевских волн.

На каких же предметах можно было пытаться обнаружить дифракцию дебройлевских электронных волн? К 1924 году такие предметы были известны. Еще за двенадцать лет до этого немецкий ученый Лауэ обнаружил дифракцию рентгеновых лучей на кристаллах. На фотопластинке, облученной рентгеновыми лучами, прошедшими через кристалл, Лауэ отметил ряд темных и светлых пятен. А еще через несколько лет Дебай и Шеррер, повторив опыт Лауэ на мелкокристаллических образцах порошков, получили и сами дифракционные кольца. Дифракция в этих случаях оказалась возможной потому, что расстояния между атомами в кристаллах (своего рода "щели" в непрозрачном для рентгеновых лучей "экране") имели тот же порядок величины, что и длины волн рентгеновых лучей: Ю-8 сантиметра. Но длины дебройлевских волн для электронов лежат как раз в этой области! Значит, если эти волны действительно существуют, то, проходя через кристалл, электроны должны давать на Фотопластинке такую же дифракционную картину, как и рентгеновы лучи.

Спустя несколько лет после того, как де-Бройль высказал свою идею, американские ученые Дэвиссон и Джермер и советский физик П. С. Тартаковский проверили ее прямым опытом - опытом по дифракции электронов на кристалле.