Узник монастырской тюрьмы-6

Но удивительно, что папа римский не объявил Франциска еретиком, не осудил его приверженцев.

Более того, он признал первую общину францисканцев, утвердил. ее устав, поняв, что может использовать ее для распространения христианских идей.

Так было положено начало монашескому ордену, который стал одним из оплотов католической церкви. Иллюзиям, посеянным учением Франциска Ассизского, быстро пришел конец.

После его смерти его последователи предали забвению проповеди "апостола нищеты". Орден быстро богател, монахи вели привольную жизнь в монастырях.

И хотя орден продолжал именоваться нищенствующим, ни о какой нищете его членов и речи быть не могло. Вступив в братство францисканцев, Роджер Бэкон быстро обратил на себя внимание недюжинными способностями, упорством в учении.

Он изучил творения "отцов церкви", сочинения древних философов, знал работы естествоиспытателей. Он овладел несколькими европейскими языками, а кроме того, арабским, древнегреческим, латинским, что позволяло ему читать в подлинниках труды мыслителей прошлого.

В ордене оценили стремление молодого монаха к познанию. Одного только не учли его наставники: что брата Роджера меньше всего интересовали схоластические словопрения дипломированных богословов.

Его влекло к себе познание природы. Он скептически слушал выспренние речи схоластов, утверждавших, что наука и философия призваны способствовать защите религиозного вероучения: в противном случае они не имеют права на существование.

Нет, заявлял он, ложное мудрствование, "наука слов" никому не нужны. Если руководствоваться в жизни только раз и навсегда принятыми положениями, будь это даже религиозные догматы, то надо смириться с тем, что человеку не дано познать окружающий мир.

Но что проку в схоластических словоблудиях? Что они дают людям?

Ровным счетом ничего.

<<< Назад | Далее >>>