Узник монастырской тюрьмы-7

Подлинная наука должна служить практике.

Она принесет пользу только тогда, когда окажет. помощь мореплавателям, земледельцам, ремесленникам.

Для этого она должна развиваться. Не топтаться на месте, а именно развиваться, проникать все глубже в тайники природы, искать факты, изучать их и делать на их основе выводы, ценные для людей.

Роджер Бэкон выступил против слепого следования авторитетам. В своих бесконечных спорах схоласты ссылались на высказывания "отцов церкви", воспринимая их как абсолютно непогрешимые.

В полемике они не знали иных доводов, чем изречения Августина Блаженного или Григория Великого, святого Иеронима или Амвросия. А разве эти видные богословы не могли ошибаться?

Даже мудрейшие из мудрейших не могут избежать ошибочных суждений, ибо они простые смертные. Так можно ли считать абсолютной истиной любое высказывание авторитета?

Вера, слепая вера в авторитеты, заявлял Роджер Бэкон, должна быть отвергнута. Это вовсе не означало, что он не признавал авторитетов.

Напротив, он с почтением относился к крупнейшим мыслителям прошлого, однако требовал, чтобы их выводы и утверждения не принимались безоговорочно, а проверялись, истинны они или ложны. Но ведь в таком случае проверке подлежали и "вечные истины" христианства, и творения "отцов церкви", и утверждения других церковных авторитетов!

А это уже была откровенная ересь. Да, идеи Роджера Бэкона были еретическими с точки зрения церкви.

И не удивительно, что после смерти Бэкона его сочинения, по велению генерала ордена францисканцев, были прикованы цепями в монастырской библиотеке в Оксфорде. Эти сочинения были признаны опасными для верующих, ибо они расходились с официальной доктриной католической церкви, "смущали умы".

Свое главное сочинение - "Большой труд" Роджер. Бэкон написал в заточении.

<<< Назад | Далее >>>