По ком играл Гергиев? Посольство Российской Федерации в Эстонии направило Блокадную симфонию против Сталина и СССР





В последние месяцы ряд отечественных соотечественников, проживающих в Эстонии, высказывали опасения о том, что посольство Российской Федерации в Эстонии готовит политический климат для признания Россией "советской оккупации" Эстонии и в связи с вышеописанным "прагматичным" курсом посольства были свернуты мероприятия, посвященные Дню Победы и Дню Российской Федерации. В среде соотечественников бытует мнение что "замалчивание" праздников было предпринято по согласованию с эстонскими официальными лицами как демонстрационный жест политическому руководству Эстонии о "готовности Российской Федерации к сотрудничеству".

26 апреля две тысячи десятого года посол Российской Федерации в Эстонии Николай Успенский, отвечая эстонской прессе на эти упреки, заверил, что в честь окончания 2-ой мировой войны по всей Эстонии пройдут многочисленные мероприятия. "Очень немалый и важный концерт пройдет 10 мая в концертном зале "Эстония", где выступят 2 известных в мировом масштабе дирижера и симфонический оркестр Мариинского театра (Питер). В первой части Валерий Гергиев исполнит Седьмую симфонию Шостаковича, а во второй Эри Класс - Пятую симфонию Чайковского", - сообщил Успенский в интервью газете Eesti Paevaleht.

Об участии посольства к организации концерта Гергиева сказано и на сайте посольства, где вышеупомянутый концерт числится в "Плане мероприятий с участием Посольства Российской Федерации в честь 65-летия Великой Победы" (/news/pressreleases/30-04-2010/). В сообщениях прессы в числе организаторов числятся отечественный общественный фонд "Центр национальной славы", эстонское некоммерческое объединение "Русский дом" и Таллинская филармония при поддержке Национальной оперы "Эстония". Пресса также заявляет, что на концерт были приглашены ветераны 2-ой мировой войны, дипломатические представительства в Эстонии всех государств, участвовавших в войне, руководители местных и государственных органов управления.

По сведениям ИА REGNUM Новости, на концерте работники концертного зала "Эстония" распространяли среди публики программы, из названия которой можно было узнать, что данное мероприятие проводится не в честь 65-летия Великой Победы, как было заявлено на сайте посольства Российской Федерации, а фигурирует под именем "Торжественный концерт, посвященный посвящённый 65-летию окончания 2-ой мировой войны" (сохранена орфография оригинала - ИА REGNUM Новости). Из текста сего документа, отпечатанного на русском, эстонском и английском языках, представители дипломатического корпуса заграничных государств, ветераны и представители эстонских местных и государственных органов управления смогли узнать следующую информацию о Блокадной симфонии Шостаковича:

"Это сочинение было окружено политикой, великодержавной пропагандой, неожиданными приключениями в перемещении партитуры из одной державы в другую и противоречивыми мнениями авторитетов об этой музыке. Уже легендарная 1-ая часть симфонии, знаменитое "русское болеро", преподносит ряд вопросов. Скажем, бесконечное повторение темы гротескного марша - идёт ли тут речь о "кованном немецком сапоге", как его представляла сталинская пропаганда, либо тут кроется что-то иное? Знаменитый дирижёр Евгений Мравинский называл эту тему эталоном пошлости, а американский критик Артур Лоури сказал, что такой нелепый мотивчик был способен бы просвистеть в Советском Союзе любой прохожий. Понятно, что ни Мравинский, ни Лоури не хотели вышеописанным сказать, что таковой является и музыка Шостаковича. Тут скорей имелось в виду то, что Шостакович был способен этой музыкой охарактеризовать Сталина и советское общество. Потому что в общем в этом произведении все же ощущается настроение реквиема. И в то же время известны мнения, что мотив сего марша изображает преступные злодейства Гитлера..."

Примечательно, что сию трактовку Блокадной симфонии, в связи с тем, что она была заявлена дипломатам заграничных государств на мероприятии организованном при участии посольства Российской Федерации и на котором присутствовал посол Российской Федерации Николай Успенский, требуется, видимо, считать официальной.

Впрочем отождествление антигероев 7-ой симфонии со Сталиным и советским обществом не разделяют дирижеры, принявшие участие в концерте. Так эстонский дирижер Эри Класс в интервью, предшествовавшем концерту, противореча "русской позиции" заявил: "Это грандиозное событие - 65 лет со дня окончания войны. Это огромная победа всех народов мира. И в акции принимает участие Российская федерация, что победила самое страшное животное. Так я думаю о фашизме. Данное событие отмечается во всем мире. И что касается репертуара, то мы играем именно исходя из этой даты. Седьмая симфония Шостаковича рассказывает о самых страшных событиях в Ленинграде - времени блокады. Музыканты в первый раз исполнили ее в блокадном населенном пункте. Это, скажу, одно из любимых произведений Валерия Гергиева. Между тем, война для меня лично весьма трагическое событие. Война отобрала у меня отца, бабушку и дедушку. И я всегда считал и считаю немалый победой разгром фашизма, хоть нынче, к сожалению, он пытается прорваться в нашу жизнь".





Заметим также, что дирижер Валерий Гергиев анонсировал в Таллине 7-ю симфонию Дмитрия Шостаковича в рамках проводимого им проекта "Искусство против фашизма". С его слов, концерт посвящался миллионам павших, многие из которых против своей воли были связаны с самой ужасной войной ХХ столетия. Гергиев на брифинге в Таллине сказал большое значение для всего мира подвига советских воинов, разгромивших фашизм, выразил благодарность эстонским ветеранам за их героизм и мужество.