Эксперт: Карабах интересен Казахстану по-мнению изучения межэтнического конфликта





 Эксперт: Карабах интересен Казахстану по-мнению изучения межэтнического конфликтаПрезидент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Есенжол Алияров. Коллаж: ИА REGNUM

Казахстану важно оказаться узнаваемой страной - именно с вышеописанным связаны попытки властей державы сформулировать новейший дискурс, связанный с предстоящим в 2011 году лидерством в Организации исламская конференция. В Казахстане ряд аналитиков полагает, что республика имеет все шансы оказаться лидером тюркского мира и мостом между Европой и Азией. Впрочем с вышеописанным не очень даже согласен президент Казахстанского центра гуманитарно-политической конъюнктуры Есенжол Алияров. По его мнению, даже откровенно популистские попытки председателя ОБСЕ решить проблему замороженных конфликтов на просторах СНГ связаны не с лидерскими амбициями, а только с желанием тщательно изучить межнациональные конфликты.

ИА REGNUM Новости: Специалисты, близкие к казахстанской власти, заговорили о новейшей идеологии Казахстана - быть лидером тюркского мира, и своего рода мостом между исламским миром и Западом. Насколько она, идеология, обоснована?

Давайте начнем с вопроса о том, что это за эксперты и какие структуры они представляют. Кто они? Представители властных структур, экспертное сообщество либо это люди, наделенные полномочиями? Кто говорит о новейшей идеологии республики? Насколько я знаю, - а мы изучаем и вопросы председательства державы в ОБСЕ, и проблемы лидерства в Организации исламская конференция (ОИК) - в обоих ситуациях говорится только о становлении молодого государства, имя которому Казахстан. Видите ли, в данный момент никто, даже интеллектуалы восточного мира, мусульманского мира не совсем неплохо осведомлены в достаточной степени о существовании подобного государства, как Казахстан. По этой причине, наверное, еще рано говорить о нашем лидерстве в тюркоязычном и мусульманском мире.

К тому же, взгляните на структуру Организации исламская конференция - она неоднородна, в ней показана и Африка, и мусульмане, и тюркоязычные державы, и арабский мир. Они различны и по идеологии, по возможностям, по экономическому положению. Есть различия и в подходах к внешнеполитической деятельности. Безусловно, к лидерству всегда стремились государства с обширными геополитическими интересами во всем мире. А что касается нас, республик Центральной Азии, мы не были широко известны в этом мировому сообществу в силу очень даже объективных причин. Советская идеология отрицала существование религии - мы шли за коммунистической партией и не верили в Бога. По этой причине весьма настороженно отношусь к заявлениям о перспективах лидерства в ОИК. Наш приоритет - оказаться узнаваемыми. Показать всем, какая мы республика, какие у нас политические предпочтения, какая религия преобладает. Ведь совсем чуть-чуть есть на политической карте мира государств, что, имея сию, как у Казахстана, территорию, продолжают оставаться неузнаваемыми.

ИА REGNUM Новости: А для чего, например, нам нужна узнаваемость?

Самый очевидный пример - нашумевший фильм "Борат" Барона Коэна. Ведь даже если опустить наши идеологические догмы, сама картина вызывает отвращение, непонимание. С одной стороны - понимаешь, что это такой заказ, с другой - видишь, что весь мир, вся Америка отнеслась к картине с восторгом. Но даже сцена, когда вышеупомянутый человек приходит с пакетом, в коем продукты его метаболизма, и спрашивает - куда ему это деть - это же прямое оскорбление... Более того, не государства - а целого этноса, целого народа! А почему это стало возможным? Потому что о Казахстане никто ничего не знает. По этой причине мое убеждение: председательство во многих международных организациях вызвано желанием оказаться узнаваемым.

ИА REGNUM Новости: При этом трудно отрицать амбиции Казахстана. Власти державы пытались внести вклад в решение многих затруднений в качестве председателя ОБСЕ. Скажем, внести вклад в решение карабахского вопроса, приднестровского. Это ли не свидетельство намерений?





Давайте уйдем в историю. Карабахская проблема появилась не сразу, она долгое время тлела. И руководство СССР не придавало большого значения конфликту, на данный момент он не вылился в полномасштабную войну между двумя государствами. Я к чему это говорю. Конфликт появился не сразу. По этой причине и решить сразу его невероятно трудно. Попытки Казахстана войти в конфликт не сообщают об амбициях. Я бы сообщил так - скорее, попытки примирить стороны вызваны желанием изучить межнациональные конфликты изнутри. Нам, как многонациональной стране, интересно: почему 2 народа, что жили нормально, вдруг начали военные действия друг против друга. Казахстан должен нарабатывать опыт. Мы полиэтническое государство. Сохранение межэтнического согласия - очень важная политика для нашей державы. Без сего наш путь станет в никуда. Ведь если у нас заполыхает пожар на почве межэтнической вражды, это будет колоссальной проблемой.

ИА REGNUM Новости: А предпосылки, к тому, чтобы заполыхало, есть?

А где нет подобных предпосылок? В любом государстве, где присутствуют полиэтнические отношения, опасность межнациональных конфликтов существует всегда. По этой причине в Казахстане - вышеупомянутый вопрос должен оказаться объектом пристального внимания не только государственных органов, но и экспертного сообщества, неправительственных объединений, общественных предприятий - ведь вышеупомянутый вопрос - самая тонкая мембрана, что порвать можно одним неосторожным словом. Я думаю, хотя бы в силу таких причин - вопрос должен изучаться. О чем говорить, если даже в благополучной Европе, где подобные понятия, как "толерантность" вырабатывались годами, где люди относились уважительно к беженцам, где не допускалась дискриминация по любому признаку, вот на этом поле случились удара турков с этническими немцами? Один вышеупомянутый пример показывает, что ни одно государство не застраховано от межэтнических столкновений. А главным образом - если эту проблему не изучать, если не держать руку на пульсе таких событий.

ИА REGNUM Новости: В Казахстане есть орган, что должен следить за температурой межнациональных отношений - это Ассамблея народа Казахстана (АНК). Между тем, не так давно прошла очередная сессия АНК. Справляется ли, на ваш взгляд, АНК со своими функциями и если да - то с помощью каких механизмов?

Я понимаю, почему вы спрашиваете - ведь мнение об этом инструменте взаимоотношения этносов, проживающих на территории Казахстана, абсолютно неоднозначное. Слабое место АНК - ее лидеры не совсем в курсе событий в диаспорах, что они представляют. С другой стороны - само существование такой организации - несет положительный заряд. Вдумайтесь, есть лидеры национальных культурных центров, что представляют всю диаспору. И самое важное - с ними встречается президент. Один вышеупомянутый факт должен вызывать положительные эмоции у тех этносов, что проживают в Казахстане. Плохо либо неплохо - но государство декларирует, показывает свое отношение ко всем людям, что проживают на территории державы.

Но есть и мнение национал-патриотов, что убеждены - в Казахстане чиновники и политики уделяют представителям нетитульной национальности существенно больше внимания, чем коренному населению. Но даже они не отрицают, что политика по отношению к национальным меньшинствам - в Казахстане не менее чем толерантная.

ИА REGNUM Новости: Но при этом в Казахстане не существует ни одной полноценной общественной площадки, где был способен бы вестись диалог - пусть даже и межэтнический. Ведь встречами с президентом национальная политика не ограничивается, нужно формулировать те проблемы, что зреют и в среде национальных меньшинств, и в среде казахов. Таких, невысказанных моментов уже в данный момент предостаточно.

Если углубляться, мы очень даже можем прийти к пониманию, что существует несовершенство политической системы в Казахстане. И это касается не только межэтнических отношений, это касается улучшения всего общества в стране. Есть, естественно, много вопросов по совершенствованию. Но значительная часть даже межнациональных трений, периодически возникающих на территории державы, они растут по большей части, из, скажем, коррупции. Всегда легче разжечь именно межэтнический конфликт, используя бытовые вопросы. По этой причине да, я согласен, нужно создавать диалоговые площадки. Но, прежде всего, затрагивать там вопросы улучшения всего общества, а не только межнациональных отношений. Специалисты и оппозиционеры правы - перво-наперво, законами республики Казахстан в стране должен быть защищен гражданин. Его право на жизнь, на собственность, на ведение бизнеса, на сохранение собственного языка и культуры. К тому же, законы должны не просто соблюдаться. Мы должны жестко пресекать любое высказывание, разжигающее межнациональную рознь.

ИА REGNUM Новости: Давайте вернемся к исламской теме. Вы в самом начале просили конкретизировать круг специалистов, выступающих за лидерство в исламском мире. Специалисты, что сообщают о новейшем дискурсе, близки к правящим кругам республики. Фактически, они формируют внешнюю и внутреннюю повестку. Именно они отмечают географическое расположение Казахстана, выгодное для лидера исламского мира, приводят доводы, содержащие расширенные геополитические схемы. Я думаю, что у Казахстана есть подобные амбиции - и страна станет двигаться в эту сторону, учитывая откровенно популистский опыт председательства в ОБСЕ.

Я бы сообщил так. Да, Казахстан может и попытается применять и опыт ОБСЕ, и председательство в ОИК, чтобы достигнуть определенных высот. Впрочем, всем ясно, что в силу экономических причин, военного потенциала, числа населения - Казахстан не сумеет быть лидером. Его максимум - быть связующим мостом. Между Западом и Востоком, между Европой и Азией. Обеспечивать диалог. Но вспомните - амбиции быть лидером арабского мира были, скажем, у Египта. Но после Кемп-Дэвидских соглашений именно у Египта начались проблемы во взаимоотношениях с арабским миром. Есть подобные амбиции у Турции - любопытно, что эта страна во многом схожа с Казахстаном - скажем, в части географического расположения - она расположена частично в Европе, частично в Азии. Но даже подобная страна, как Турция - не может преодолеть противоречия внутри ОИК - по части отношений с Израилем. Совсем же незадолго до этого случился инцидент с "Флотилией свободы" - шум по вышеупомянотому поводу не стих до нынешнего момента.

По этой причине лучше всего - быть государством-посредником. Нам объективно не дано быть лидерами, но служить диалоговой площадкой мы очень даже можем. Вспомните Иорданию - это маленькое государство, почти незаметное. Впрочем всегда, когда обостряются арабско-израильские отношения, именно эта страна выступает посредником. Помните, покойный король Хусейн, в данный момент Абдулла. Вот также и с Казахстаном - члены ОИК могут его применять, чтобы наладить диалог, коммуникацию. Вот по линии диалога Казахстан имеет реальные шансы оказаться лидером. А с учетом того, что ОИК является второй по количеству участников международной организацией после ООН - нам дали еще один после ОБСЕ уникальный возможность заявить о себе миру.

ИА REGNUM Новости: Это как-нибудь скажется на внутренней политике Казахстана? Ведь проявления радикального ислама на западе державы не внушают большого оптимизма. А мы здесь еще и с идеями мирного ислама добавим масла в огонь...

Я не согласен с формулировкой радикальный ислам. Давайте разделять понятия. Я не понимаю и не принимаю понятия - исламский терроризм, исламский экстремизм. Слово "ислам" - значит "терпимость", "толерантность", "благосклонность". Это единственная религия, где в названии заложено какое-то действие. Однако бы на основании понятий, что лежат в названии религии, мы не можем считать ее какой-нибудь экстремистской либо террористической. Я думаю, что с этой стороны ничего Казахстану не угрожают. Есть данные, из которых ясно - что это не очень большие организации.

Но важнее, что все члены подобных предприятий - это наши вчерашние братья, соседи. И речи не идет о гуманитарном столкновении, говорится о влиянии. Мне вот непонятно, зачем казахстанские девушки начинают носить хиджабы. Разве одежда имеет значение? Нужно строить внутренний мир, а не платком себя повязывать. Никогда казашки так не одевались, не было в культуре и традициях казахов такой одежды! Так для чего нужно привозить традиции и культуру другого народа? Что, если ты надел хиджаб, ты оказался чище? Или добрее? Или милосерднее? Вот на это нужно обратить внимание чиновников - что пора бы уже начать работать над внутренней культурой гражданина. Человек уходит в сектантство, когда не видит решения затруднений в рамках государственных органов. Но в чем я уверен - в том, что это сектантство к нам идет извне, навязывается. Каждая организация - Исламское движение Узбекистана, Курдский национальный конгресс - они имеют в своем названии декларацию того, чем желают заниматься, и главное, на какой территории. Вот это важный вопрос - как не пустить в Казахстан чуждые по духу организации.

ИА REGNUM Новости: Но я не понял - существует ли, на ваш взгляд, опасность объединения исламской оппозиции с национал-патриотическими силами Казахстана?

Такой альянс не станет иметь перспектив в Казахстане.

Беседовал Михаил Пак (Алма-Ата)