Раздел между Китаем и США: Казахстан за неделю





"На наших глазах осуществляется раздел Казахстана между Китаем и Западом во главе США"

О вероятных последствиях введения казахстанских войск в Афганистан пишет "Республика". Издание публикует интервью с руководителем отдела Средней Азии Института государств СНГ Андреем Грозиным. По его мнению, Астана может дорого выплатить за свою проамериканскую позицию.

"Российская федерация не придет в Афганистан. Но тенденция, что отметило ваше издание, разговоры о том, что урегулирование Афганистана прежде всего должно лечь на плечи соседей этой державы, есть, и от сего никуда не деться. К сожалению, и в Российской столице, и в Астане многие думают, что наши державы воспринимаются на Западе в качестве равноправных партнеров. Что Николя Саркози, похлопывая по плечу Нурсултана Абишевича, воспринимает его как подобного же европейского лидера. По-правде ничего подобного нет. Нас до нынешнего момента воспринимают как диких варваров, коими удобно затыкать дырки. Но русских "варваров" отправить куда-нибудь на Гиндукуш очень проблемно и дорого.

Что могут Штаты предложить Российской Федерации подобного, чтобы она вновь ввела войска в Афганистан? Это должен быть весьма немалый приз, что в глазах русской элиты перевесит боязнь того, что ее просто сметет волна общественного недовольства. Афганистан - это до такой степени раздражающая вещь, что так просто игнорировать это можно только весьма задорого...

Центральноазиатские лидеры - начиная с нейтрального Туркменистана и заканчивая весьма самостоятельным Узбекистаном - по-видимому, готовы вводить некие определенные контингенты. Они понимают, что пойдут гробы, но, скажем, в Таджикистане армия второй месяц ведет операцию в Раште. Там, по самым скромным оценкам, погибла уже почти сотня военнослужащих. И что, кого-то это сильно волнует? Пушечное мясо в Центральной Азии не так уж много стоит. Однако казахстанская армия - она, так скажем, самая дорогая в смысле затрат, что идут на отдельно взятого рядового военнослужащего либо офицера.

Впрочем Казахстану абсолютно не требуется вмешиваться в афганскую мясорубку. Это кровавое болото, в коем застряли США со своими натовскими союзниками, даже не граничит с Казахстаном. Да, естественно, проблемы, что есть в Афганистане, могут экстраполироваться на территорию соседних государств, и на Казахстан в том числе. Но чесать репу и создавать пояс безопасности должны, прежде всего, таджики, узбеки и туркмены. Узбекская армия - не самая худшая". Смену некоторой части внешнеполитических воззрений Астаны нужно рассматривать в комплексе отношений Казахстана с ближайшими соседями - в частности, с Россией. Похоже, на данный момент только в Российской столице понимают - даже самое незначительное изменение геополитического рисунка в регионе способно привести к самым непредсказуемым последствиям. Быть может, значит тема взаимоотношений Кремля и "Ак Орды" - доминирующая на этой неделе в информационном поле Казахстана. Среди прочего, переводческий портал Inosmikz.com делится собственным взглядом на развитие взаимоотношений в треугольнике "Москва-Астана-Ташкент". Издание заявляет, что Казахстан, в конце концов, признали, как ключевого партнера Российской Федерации в регионе, но при этом Астана - продолжает играть свою игру.

"Вывод о том, что Москва могла бы утешиться тем, что Казахстан продолжает оставаться под ее контролем, представляется в данный момент все не менее и не менее иллюзорным. В первую очередь, так как в Казахстане довольно быстро укрепляется экономическое влияние Китая. Тенденции таковы, что можно предположить, что сейчас за считанные годы КНР будет державой, имеющей решающее экономическое влияние на всей территории Казахстана, за исключением трех западных его областей, Западно-Казахстанской, Атырауской и Мангыстауской, и прилегающих к Российской Федерации полос казахстанской территории шириной несколько сот км в северо-казахстанском и восточно-казахстанском регионе. Во-вторых, усилия столицы по сохранению наиболее важных объемов экспортных нефтяных потоков из Казахстана за маршрутами, следующими через Российскую Федерацию, представляются все менее и менее результативными. Только один сопоставительный пример. 14 ноября две тысячи восьмого года на 4-м энергетическом саммите в Баку, по свидетельству - "EU and US back Caspian call" - британской газеты Financial Times, "Сауат Мынбаев, казахский министр энергетики, сообщил, что Казахстан "возлагает большие надежды" на транскаспийский экспортный проект в $3 миллиардов., что станет транспортировать ежесуточно 1,2 млн. баррелей казахской нефти на западные рынки".





"Ну и что?", - скажет, должно быть, уважаемый читатель. В общем-то, ничего, если ни принимать во внимание все то, что говорилось и делалось до недавнего времени со стороны официальной Астаны. Но игнорировать-то все это как раз и трудно. Например, на пресс-конференции, состоявшейся 10 мая две тысячи седьмого года после казахстано-российских переговоров в Астане, президент Нурсултан Назарбаев обнародовал подобные данные: "В прошедшем году экспорт казахстанской нефти составил 52,2 млн. тонн, из которых 42 млн. тонн были поставлены через Российскую Федерацию". В то же время и там же он сообщил, что Казахстан "совершенно привержен тому, чтобы большая часть углеводородов, если не вся, проходила именно по территории Российской Федерации". В свете же подписанного посреди ноября две тысячи восьмого года на 4-м энергетическом саммите соглашения Азербайджана и Казахстана и сделанного вслед за вышеописанным главой казахстанского энергетического ведомства заявления выходит, что отсюда "большая часть углеводородов, если не вся" пойдет не "именно по территории Российской Федерации", а как раз в обход нее. Через Закавказье, в частности Грузию, с которой у той была война в позапрошлогоднем августе.

Так что едва ли Российской столице стоит утешаться тем, что, мол, она, утрачивая Узбекистан, продолжает сохранять в сфере собственного политического и экономического влияния Казахстан. На наших глазах осуществляется раздел Казахстана между Китаем и Западом во главе США на сферы собственного экономического (на данный момент что) влияния по линии долготы станции Бейнеу в Мангыстауской области. Российская федерация на данный момент в Казахстане присутствует как будто везде. Но ощущается это уже все меньше и меньше".

Полностью противоположного мнения придерживаются аналитики из Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства при МГУ им. М. Ломоносова. В материале о схожести казахстанского и отечественного пути они отмечают, что "российско-казахстанские отношения во всех смыслах можно назвать успешными. Взятый еще в 1992 году курс на сближение государств приносит позитивные итоги". Тут думают, что это проявляется даже в синхронизации внутренних процессов. " Так что, так же, как и в Казахстане, итог президентских выборов в Российской Федерации в 2012 году очень даже очевиден, да и оппозиционный сектор, что в Российской Федерации, что в Казахстане только "для приличия". Но если казахстанское общество в общем понимает всю неоднозначность сложившейся обстановки, и даже приветствует такой шаг со стороны Назарбаева, то российское общество требует перемен, к сожалению, забывая, либо не учитывая, то обстоятельство, что особый путь улучшения Российской Федерации не допускает ей иметь в чистом виде какую-либо из форм правления. Это дань и исторической памяти, и менталитету. Любое начинание в нашей стране претерпевает серьезные видоизменения, адаптируясь под условия быта. Так что шахматный порядок - Путин - Медведев - Путин - на сегодняшний день залог стабильности Российской Федерации и ее возможного роста.

Впрочем, такое значительное отличие реакции общества в Казахстане от реакции общества в Российской Федерации на, по сути, одну и туже обстановку, не особенно удивительно, во-первых, менталитет, а во-вторых, если у Казахстана после распада Советского союза была одна твердая рука, ведущая страну и казахстанское общество к демократическим ценностям, определяя это направление, как приоритетное, то в Российской Федерации подобных рук оказалось больше, да и сам путь неоднозначней и тернистей. К тому же, казахстанская политическая элита имеет большую сплоченность, нежели российская, и любое дипломатическое достижение Казахстана преподносится, как достижение нации, успехи же Российской Федерации, нередко, далеки россиянам, что, во многом живут по принципу каждый сам за себя. Отсутствие подобного духа единения и определяет во многом настолько различное отношения казахстанцев и россиян к предстоящим выборам. Впрочем, сейчас итоги волнительных событий 2012 года ясны. Будут ли изменения в сложившейся технологии - трудно судить, но если в предстоящее время из тени в большую политическую жизнь не выйдет новейшее лицо, кандидаты останутся прежними".

Однако, косвенно версию о том, что Казахстан не всегда оглядывается на Российскую Федерацию, принимая те либо иные внешнеполитические решения, подчеркивает интервью, данное Нурсултаном Назарбаевым "Российской газете". Оно очень даже ожидаемо выполнено в мажорных тонах "дружбы братских народов". При этом любопытно, что Назарбаев акцентировал внимание на возрастающей роли Центральной Азии. Отметив при этом необходимость внимательнее относиться к проблемам Афганистана.

"Сейчас Центральная Азия приобретает новейшее, глобальное измерение. Соответственно, и в мире должны переоценить роль и значение нашего региона. Центральная Азия должна ассоциироваться не с конфликтами, кризисами либо социальными проблемами, что нынче происходит в Афганистане, а с успешным и динамичным развитием, с процветанием. Но для сего необходимо направлять усилия мирового сообщества не на решение локальных военных задач, а на экономическое развитие региона. Именно на эти цели ориентирована политика Казахстана в отношении южных соседей. Кыргызстан - один из ближайших соседей Казахстана. Наши народы связывают узы родства, уходящие корнями в далекое прошлое. По этой причине мы с болью воспринимаем трагические события, что там происходят. По этой причине Казахстан предпринимает активные меры для восстановления мира и порядка у соседей. Мы направили в Киргизскую Республику немалый объем гуманитарной помощи - на сумму свыше $11 млн.

Прежде всего, говорится о жизненно необходимых товарах, продуктах и материалах, без которых нельзя наладить нормальную жизнь людей в пострадавших районах. Для восстановления разрушенных домов мы поставили значительные объемы строительных материалов. В подобных ситуациях важно дать людям пищу, кров над головой, сделать нормальные санитарно-бытовые условия, обеспечить теплом, что немаловажно ввиду приближающихся холодов. По этой причине, кроме продовольствия, мы поставили в Кыргызстан уголь почти на $6 млн. К тому же, мы неплохо помогли соседям с проведением посевной и уборочной кампаний. Казахстанский бизнес активно инвестирует в экономику соседней державы. В банковском секторе Кыргызстана приблизительно 40% приходится на казахстанский бизнес. Но необходимо отметить, что нестабильность в соседней республике отрицательно сказывается на нашем содействии. Отсутствие твердой власти может привести к активизации криминальных элементов.

По этой причине мы в данный момент работаем совместно с Россией, Узбекистаном, с остальными соседями, чтобы обстановка в Кыргызстане стабилизировалась. Но есть вещи, что могут сделать только сами граждане Кыргызстана, его государственные органы. Прежде всего - не допускать межнациональных столкновений, обеспечить верховенство закона. На данный момент в Киргизской Республике идет процесс восстановления государственных институтов. Принята новая Конституция, избран Парламент. Казахстанцы с надеждой воспринимают каждую добрую весть из этой державы.

Если говорить по поводу Афганистана, то наркотрафик угрожает безопасности всего евразийского континента, в том числе государств Европы. Очевидно, что одними военными операциями эту проблему не решить. Афганскому государству нужна помощь в восстановлении мирной жизни, в строительстве экономики".

Любопытно при этом, как относятся к Российской Федерации внутри Казахстана. Президент не может говорить иначе, чем общими фразами о надежных партнерах и взаимной выгоде. Негативные моменты за главу государства, по традиции, озвучивают СМИ и депутаты парламента. На минувшей неделе "Литер", издание, входящее в холдинг, принадлежащий партии власти, поднял тему продажи "БТА-банка" российскому "Сбербанку".

"Другими словами, по факту БТА Банк собираются приобрести уж весьма задешево. И не случайно депутат мажилиса Бахыт Сыздыкова требует от правительства объяснений по вопросу продажи акций БТА Банка Сбербанку Российской Федерации. С соответствующим депутатским запросом на имя премьер-министра РК Карима Масимова она обратилась в процессе пленарного заседания палаты.

"В СМИ прошло сообщение, что Сбербанк Российской Федерации намеревается приобретать акции БТА Банка, - пишет она. - Мне хочется помнить, почему совсем незадолго до этого мы из государственного бюджета вложили огромные средства для того, чтобы БТА Банк встал на ноги, и вдруг иностранный банк заявляет о его покупке? Чем вызвана подобная необходимость и каковы станут последствия для наших жителей - вкладчиков банка? Очень хотелось бы, чтобы либо правительство, либо Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" в средствах массовой информации разъяснили плюсы и минусы этой сделки, чтобы не вызывать ненужного ажиотажа среди населения". При этом Сыздыкова подчеркнула, что процесс продажи акций БТА Банка должен оказаться прозрачным, так как вышеупомянутый вопрос касается не только деятельности одного из наибольших банков нашей державы, но и затрагивает интересы жителей.

Заметим, что на днях председатель правления ОАО "Сбербанк Российской Федерации" Герман Греф подтвердил интерес к приобретении АО "БТА Банк". - Окончательное решение станет зависеть от целого ряда факторов, что мы в данный момент обсуждаем, от окончательного подведения итогов под всеми процедурами, связанными с реструктуризацией и выявлением всех видов юридических рисков, но я подтверждаю наш интерес к этой сделке, и мы весьма благодарны нашим казахстанским партнерам за открытость, - прокомментировал вышеупомянутый вопрос журналистам Греф. Глава Сбербанка отказался от комментариев о цене покупки БТА Банка, напомнив, что до реструктуризации она была отрицательной".

А "Экспресс-К" сказал, что Таможенный союз уж весьма дорого обходится Казахстану. "В столице состоялось заседание за "круглым столом", на котором обсуждались предварительные итоги работы Таможенного союза (ТС). Во встрече приняли участие представители госорганов, депутаты парламента и другие заинтересованные лица. Сообща они пытались сосчитать выгоды, что принесло Казахстану вступление в Таможенный союз. Так, председатель Налогового комитета Даулет Ергожин заявил, что перемещение товаров между странами ТС нынче происходит так же просто, как, например, между разными областями Казахстана. А поступления НДС на импорт, по его словам, значительно выросли...

Не обращая внимание на ряд безусловных плюсов, Таможенный союз дает казахстанцам предостаточно поводов для беспокойства. Некоторыми собственными опасениями с Даулетом Ергожиным поделились и депутаты парламента. "Одним из аргументов необходимости вступления в Таможенный союз был такой: мы отменяем таможенное оформление и пошлины, и товары отечественного и белорусского производства подешевеют, - заметил мажилисмен Аманжан Жамалов. - На практике случилось напротив. За счет чего? Оказывается, ряд товаров из Российской Федерации шел к нам по нулевой ставке НДС. На данный момент Российская федерация, так как косвенные налоги каждая страна согласно договоренности устанавливает сама, отменила эти нулевые ставки. И нынче случилось повышение цен на некоторые виды товаров на казахстанском рынке. Какие-нибудь переговоры по вышеописанным вопросам с русской стороной ведутся?"

"Парламент примет поправки в Конституцию, согласно которым Назарбаев приобретет право занимать пост президента без выборов"

Внутриполитические процессы в Казахстане резко активизировались: элита продолжает "борьбу бульдогов под ковром". Список прогнозов на предстоящее будущее - весьма пестрый. Наблюдатели прогнозируют перестановки во власти и вероятные досрочные парламентские выборы.

"Республика" заявляет резкую политическую активизацию в Казахстане. Редактор в своем материале уверен: если события продут продолжаться в нынешней логике, предстоящие зима и весна могут оказаться критическими для всей державы. "Не верите? А зря. Смотрите сами. Зарегистрированные политические партии - как провластные, так и оппозиционные - стали регулярно напоминать о себе избирателям и прессе то каким-нибудь мероприятием вроде "круглого стола", то заявлением по громкому поводу. Неконструктивная оппозиция выдвинула из своих рядов сразу двух кандидатов в президенты, поставив тем самым в тупик и администрацию главы государства, и тех политиков, кто желал бы поучаствовать в следующих президентских выборах, но боится, что "собьют" еще на взлете. Плюс в политический процесс вмешались казахские националисты. Акция одной из мелких групп так называемых желтоксановцев не только сорвала пресс-конференцию лидеров блока "Народовластие", но также продемонстрировала провал национальной политики Назарбаева и глубину национальной проблемы в Казахстане. И все это - на фоне активизации многочисленных групп протестантов - от дольщиков до работников государственной нефтедобывающей корпорации, безостановочного роста цен и тарифов, усиления давления госорганов и силовиков на прессу, стагнации экономики и очевидного провала экономического курса правительства. В таких условиях проведение в течение одного-двух лет общенациональных избирательных кампаний может так разогреть внутриполитическую обстановку, что она вырвется из-под контроля Администрации президента и начнет развиваться в невыгодном для Нурсултана Назарбаева направлении.

Вероятно, именно вышеописанным объясняются попытки Астаны решить проблему иным, не предусмотренным Конституцией способом. Об этом нам проинформировали сразу 2 читателя. Первый написал, что, по его информации, парламентские выборы состоятся в мае 2011 года и одновременно с ними станет проведен общенародный референдум о продлении полномочий нынешнего главы государства. 2-ой заявил, что сперва состоятся парламентские выборы, на которых станет избран многопартийный Мажилис, а потом парламент примет поправки в Конституцию, согласно которым Назарбаев приобретет право занимать пост президента без выборов".

О грядущих кадровых перестановках на олимпе власти пишет "Свобода слова". По заключению издания, новая "чистка" станет довольно масштабной. Настолько, что авторы статьи сообщают о кадровой революции - по сути дела, станет нейтрализована вся так называемая группировка "южан", засветившаяся, по сведениям СМИ, в заговоре, направленном против президента Назарбаева. Издание дает полный расклад - кого и куда перенаправят: самыми знаковыми переменами, что прогнозирует газета, можно назвать уход главы администрации президента Аслана Мусина на должность регионального губернатора. Его заменит нынешний мэр столицы Имангали Тасмагамбетов. Будет заменен и глава правительства Карим Масимов - на этом посту его сменит нынешний министр обороны Адильбек Джаксыбеков. К тому же "Свобода слова" прогнозирует перемены и в законодательном органе державы - главой сената может оказаться нынешний мэр Алма-Аты Ахметжан Есимов.

"Сейчас об особенно провинившихся. Так, управделами президента Сарыбая Калмурзаева (которого называют одним из неформальных лидеров "группы южан" - ИА REGNUM Новости) рассчитывается отправить "подлечить здоровье" послом в КНР, а в лучшем случае он займет "командный пост" в акимате Алматы. А вот трудную службу управделами президента вновь возложит на себя вернувшийся из опалы Булат Утемуратов. Первого вице-премьера Умирзака Шукеева, сообщают, тоже отправят "остудить голову" послом в Российскую Федерацию....

За бортом остаются еще 3 знаковых имени, так либо иначе "засветившихся" на поприще раскрытого заговора. Это генпрокурор Кайрат Мами (которого называют одним из неформальных лидеров "группы южан" - ИА REGNUM Новости), подчиненные которого давали санкцию на прослушку президента, его новейший близкий родственник председатель Верховного суда Мусабек Алимбеков и глава МВД Серик Баймаганбетов, седьмое управление которого слушало обитателей "Ак Орды". Окончательное решение по ним еще не принято, но уже в данный момент им предвещают 2 пути. В лучшем случае их могут сделать сенаторами, ну а в худшем устроить показательную акцию устрашения с заточением, судом и прочими спецэффектами, чтобы другим впредь неповадно было".

О другом деле, связанном с вероятным заговором против президента, пишет Информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства при МГУ им. М. Ломоносова. Издание прикидывает, чем может закончиться дело министра здравоохранения Жаксылыка Доскалиева, которое острословы окрестили "делом врачей". "Может дело Доскалиева тихо закончилось бы, получив благополучный исход как в свое время дело Кулекеева. И на фоне прочих политических событий в стране ушло бы в небытие. Но нет. Средства массовой информации периодически будоражат это дело, связывая его с "заговором", "делом врачей" и т.д. Более того, смерть заведующей отделением реанимации клиники Айгуль Жетимкариновы, где некоторое время находился подследственный бывший министр здравоохранения, пытались связать с ее вызовами на допрос в финансовую полицию. Коллеги Жетимкариновы подтвердили, что не связывает ее смерть с проводимыми следственными мероприятиями в рамках дела Жаксылыка Доскалиева. Как же закончится дело Доскалиева? Позволим спрогнозировать его дальнейший исход. Самый, так сказать "удобный", "для всех" исход дела в рамках сложившейся ситуации следующий. Допустим, повторная экспертиза подтверждает, что у Доскалиева все-таки был инсульт (пусть микроинсульт) - тогда, во-первых и самое главное, "врачи-коллеги" выводятся из-под статьи 339 УК. Во-вторых, такой исход дела поставит Доскалиева в статус обвиняемого с плохим состоянием здоровья, с вытекающими для него (известного врача-хирурга, ученого и т.д.) благоприятными последствиями в рамках проводимых следственных мероприятий (вероятно даже выпустят под домашний арест). В-третьих, финансовая полиция доводит уголовное дело до суда, так сказать, выполнив свой "долг" перед обществом и государством, а гуманный суд выносит приговор. Не имею право предопределять исход уголовного дела, но даже при прогнозировании самого страшного сценария, не обязательно забывать о том, что в стране грядут реформы уголовно-исполнительной системы с гумманизацией выполнения наказаний".

Тему вероятного преемника президента поднимает Central Asia Monitor. Издание совершено справедливо заявляет, что разговоры по вышеупомянотому поводу подстегиваются близостью выборов, но ясно - станет ли анонсирован публике преемник, - будет только после 2012 года. "Другое дело, что даже при фактическом правлении Нурсултана Назарбаева мало по малу все больше и больше полномочий необходимо станет передавать преемнику, а весь процесс, по всей видимости, займет достаточно длительное время и станет сопровождаться определенными проблемами, с коими связана любая трансформация власти. Президенту в нынешнем году исполнилось 70 лет, а в 2017-м, когда закончится очередной период его правления, станет всего 77. В том, что Нурсултан Назарбаев через 2 года вновь выиграет президентские выборы, не сомневается нынче, похоже, никто, даже наиболее оголтелые оптимисты из оппозиции. Так что журналисты и аналитики заточили карандаши для того, чтобы в что раз попытаться предсказать, когда начнется передача власти. Наиболее распространенное мнение сводится к тому, что преемник все-таки уже определен, но на авансцену он выйдет только после выборов 2012 года. Однако, время от времени в отечественной прессе появляется информация, что хоть и кажется бредовой, зато подогревает любопытство читателей и не дает вопросу благополучно "увянуть" до следующих выборов в рутине вялотекущего политического процесса. Несколько месяцев назад подобный информационный вброс сделал ресурс "Республика-инфо", сославшись на письмо очередного анонимного "доброжелателя". Сначала на сайте было объявлено, что Нурсултан Назарбаев объявит преемника на саммите ОБСЕ в Астане, что стартует менее чем через месяц, а потом даже назвали его фамилию. Мол, сперва Асет Исекешев займет кресло премьер-министра, а затем уже приобретет и президентские полномочия. Впрочем после того, как Ермухамет Ертысбаев объявил, что Нурсултан Назарбаев станет участвовать в следующих президентских выборах, эта провокационная информация почти потеряла свой смысл.

Не обращая внимание на все игры вокруг, очень даже вероятно, мнимого преемника, понятно, что после выборов 2012 года казахстанцев опять станет волновать вопрос о безболезненной передаче президентской власти. И если допустить, что закон о Лидере нации оказался первым этапом казахстанского варианта операции "Преемник", то, по логике вещей, в следующий период правления Назарбаева должны быть реализованы и ее последующие этапы. И там уже будет определенно ясно, кому доверит управление страной первый президент, и неважно, как его назвать - преемником либо кем-то еще".

"Первоочередная задача, что не терпит отлагательства, устранение из Конституции положения уравнивающий русский язык с государственным языком. Если мы решим эту проблему, то поднимется дух нации"

О дискриминации в Казахстане национальных меньшинств заговорили многие СМИ после того, как группа националистов закидала яйцами лидера незарегистрированной партии "Алга" Владимира Козлова. Речь, напомним, шла о том, что, националисты исключают возможность того, чтобы русский баллотироваться на должность президента. Инцидент получил широкую огласку и неоднозначное к себе отношение в политическом поле державы.

Inosmikz.com предоставляет начать обсуждение проблемы, публикуя материал, в коем весьма откровенно рассказывается о положении русскоязычных жителей Казахстана. "При прочтении этой и прочих публикации на названную тему я окончательно убедился вот в чем: вся проблематичность казахского языка для представителей русско-славянского населения республики никак не связана с ее социальным аспектом. И, тем паче, не с лингвистическим аспектом. Законодательный государственный статус казахского языка казахской этнической политической элитой используются наиболее эффективным образом именно как рогатина для отодвигания и отсева наиболее конкурентоспособных выходцев из прочих этнокультурных групп при гласном и публичном распределении государственных должностей и портфелей, и всех благ и привилегии, чья раздача осуществляется под патронажем государственной власти. Но при этом сам вышеупомянутый самый казахский элитный истеблишмент большей частью абсолютно не обременяет себя любимого задачей освоения для них родного, а для державы государственного языка".

Тему с видимым наслаждением подхватывает Russians.kz. Авторы ресурс указывают - такое поведение националистов недопустимо в стране-председателе ОБСЕ. "Как не изворачивайся и не интерпретируй, ситуация в этом вопросе имеет чёткие контуры. Говоря простым русским языком, Казахстан - нынешний председатель ОБСЕ в своей внутренней межнациональной политике демонстрирует все признаки этнократического государства. Соответственно, казахстанские нацменьшинства объективно поражены в правах, т.е. дискриминированы. И пресловутая АНК (Ассамблея народа Казахстана) здесь не при делах - дошлых западных прагматиков не обманешь. Вот и Воллебек говорит, Ассамблея - это неплохо, но вы, господа, реальное политическое представительство нацменьшинств как-то выстраивайте. Западу, по большому счёту, нужен "управляемый хаос" в ЦА, а не очередной киргизский бунт, когда нужно уже осколки собирать. А это в условиях перманентно стремящегося к "молекулярному распаду" центрально-азиатского региона очень затратно и труднопрогнозируемо.

Ясно, что вопрос представительства в Казахстане требует элементарных корректив, - хотя бы в интересах сколько-нибудь положительной динамики улучшения экономики, сохранения политической стабильности и устойчивости правящего режима. И нужно полагать, чисто в казахской традиции, дальнейший поиск станет идти в области паллиативов и имиджевых моментов. Но делать всё равно что-то придётся - дискурс задан".

В этой связи откровенно издевательским выглядит предложение главы государства ввести в школьный курс предмет "Основы толерантности". Такую инициативу выдвинул глава государства в процессе сессии Ассамблеи народа Казахстана. Нурсултана Назарбаева уже поддержал ряд учебных заведений державы. На сайте информационно-аналитического бюро "Пик" аналитики рассуждают об этой идее. "Сама по себе тема очень актуальна. Разъяснять основные положения толерантности, межэтнического согласия совершенно нужно, и именно начиная с азов - школ, быть может, и детских садов. Сплошь и рядом мы сталкиваемся с тем, что очень даже взрослые, образованные люди, даже эксперты не владеют элементарными, "азбучными" знаниями в этой сфере, самим понятийным полем, - полагает эксперт казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования Нуртай Мустафаев. Аналитик видит внешние проявления проблемы не только в конфликтах на национальной почве, но и в том, что на разных "круглых столах" в экспертной среде все время возникают расхождения в понимании и трактовке терминологии. Скажем, до нынешнего момента нет единства мнений относительно терминов "нация", "этническая группа", "толерантность" и т.д. К тому же, необходимость в отдельном курсе весьма спорная, коль вскоре аналогичные уже существуют в программах, а ученики и студенты перегружены занятиями.

- Вероятно, требуется вводить курс "Основы толерантности" не отдельно, но в рамках истории Казахстана и мировой истории, как составляющую, неотъемлемую часть таких предметов. Сейчас в вузах и школах история нередко подается без привязки к главным политическим терминам, без понимания которых нельзя выстроить ни одну сложную концепцию государственного уровня. Мы сталкиваемся с необходимостью разъяснения простейшего - того что, скажем, первые в современном понятии нации появились в 17-18 веках, в результате Французской революции и войны США за независимость. Германская и итальянские нации сформировались вообще на пороге 20 столетия - это длительный, сложнейший процесс. Многие державы еще только подходят к формированию единой нации, процесс идет даже в Европе, не говоря уж о государствах Азии и Африки. У нас же многие не понимают, что, в сущности, нация - это молодое динамичное явление, и процесс его формирования в нашей стране по-настоящему запущен только 20 лет назад, - полагает Нуртай Мустафаев.

Аналитик убежден, что детям и подросткам нужно объяснять сложные понятия на простых примерах: деятельности Бисмарка, итальянской борьбы за независимость, и делать это прямо на уроках истории, для лучшей подачи материала. У молодежи должно сложиться понимание, что казахстанская нация рождается непосредственно на наших глазах, и все мы принимаем в этом участие. - Толерантность не возникнет оттого, что мы будем о ней долдонить. Согласие в обществе вытекает из уверенности, что все граждане равны перед законом и равно перед ним ответственны. Там, где государство проводит умную, последовательную политику в этом направлении, добиваются значительных успехов. А начать нужно с объяснений школьникам, что межэтническое взаимодействие очень деликатная тема, где часто заместо логики работают эмоции, а они взрывоопасны".

Об инициативе карагандинских общественных деятелей пишет "Диалог". Совсем незадолго до этого они выступили с идеей... ввести этническую квоту в органах госуправления.

"Причинами предложения были названы усовершенствование госаппарата и устранение коррупции. Представители национальных ассоциаций и специалисты в области борьбы с коррупцией сомневаются в эффективности подобной меры. Под обращением к президенту Нурсултану Назарбаеву, председателю Сената Касым-Жомарту Токаеву, председателю Мажилиса Уралу Мухамеджанову и представителям Ассамблеи народа Казахстана подписалось порядка 30 человек, проинформировали местные и республиканские СМИ. В документе, среди подписантов которого видные общественники Дмитрий Бойко и Дмитрий Макарович, подчеркивается неравномерность нацсостава органов управления РК. "Проблема, что побудила нас, жителей Казахстана, проживающих тут, обратиться публично к обществу и руководству державы, считается деликатной, но по внутренней своей сути является чрезвычайно важной для дальнейшего улучшения судьбы державы и ее народов: существующее непропорциональное представительство всех этносов в органах государственного управления, национальных компаниях, бюджетных организациях. Замалчивание и непринятие мер по этой проблеме чревато последствиями, что уже в данный момент дают о себе знать", сказано в заявлении. Общественные деятели обнародовали некоторые данные: если нынче в стране проживает 63% представителей титульной нации (соответственно прочих национальностей - 37%), то во властных структурах кол-во "нетитульных" составляет 8-9%. По заключению авторов обращения, дисбаланс способствует росту коррупции в стране, так как формирование кадрового корпуса госслужащих нередко происходит с применением методов, лежащих за рамками правового поля.

Со слов карагандинцев, решение проблемы может найтись в советской практике, что и нынче использует ряд государств с многонациональным составом - это этническая квота. Представители всех этносов должны быть показаны в органах государственного управления в том же процентном соотношении, что и среди общего числа жителей державы, мера будет барьером для коррупции и послужит демократизации системы, считают авторы обращения".

О том, что предстоящие выборы не должны раскалывать казахстанское общество, пишет "Мегаполис". "Владимир Козлов свободно казахским не владеет. Но он учит. И намерен выучить так, чтобы свободно разговаривать к президентским выборам, то есть уже через 2 года. По-мнению здравого смысла, "желтоксановцам" нужно бы приветствовать это желание Козлова, как и желание любого человека, вознамерившегося овладеть казахским языком. Да пусть хоть 10 тыс. подадут заявления в ЦИК, но если они выучат для сего государственный язык, кому от сего станет плохо? Понятно, что выдвижение русского кандидата в президенты (в первый раз за все время независимого Казахстана) - это просто пиар-ход. Это такой прием, чтобы привлечь внимание. Но ещё и попытка привлечь на свою сторону русский электорат. Забросав Козлова яйцами, "желтоксановцы" ускорили вышеупомянутый процесс.

Меньше всего мне хотелось бы видеть предстоящие президентские выборы, впрочем, как и любые другие, проходящими по национальному признаку. Выборы не должны раскалывать народ, они должны объединять. Народ должен оказать доверие одному человеку, что станет управлять страной 7 лет. И вышеупомянутый человек должен представлять каждого гражданина Казахстана, вне зависимости от его, гражданина, и его, кандидата, национальной принадлежности. И последнее. Не обращая внимание на все эти методики, споры и метания, ни от Козлова, ни от "Желтоксана" исход президентских выборов не зависит. Их исход предопределен, и победит именно тот человек, что и должен победить. В 2012 году у нас не станет новоиспеченного президента. Мы выберем такого же лидера, которого выбирали и ранее, какие бы потуги приблизиться к нему ни делали другие".

Любопытно, что казахскоязычная пресса, тем временем, обсуждает интервью с главным редактором еженедельника "Мегаполис" Игорем Шахновичем, которое тот дал газете "Туркестан". Интервью, в коем нет никаких жестких оценок (напротив, Шахнович рассказывает о том, как призывает русскоязычных коллег воздержаться от очень уж красочных описаний межнацстолкновений), вызвало резкую реакцию представителей казахского общества. Среди прочего, поэт Садыкбек Хангелдин в своем отклике заявляет, что ему лично показалось, что Шахнович "стоит на страже интересов русской нации". Логику в заявлении поэта, опубликованном во все том же "Туркестане", искать бесполезно.

"Робость и нерешительность, угодничество и подхалимство не наследие наших отцов, наверное, пора придти в себя и посмотреть по сторонам? Если нынче один наш сосед превратил свой русский язык в наш государственный, а другой - овладел двумя третями нашей экономики то, что станет с нами завтра? Неужели мы ни при каких обстоятельствах не поднимемся с колен? Любопытно, что, еще не избавившись от хомута рабства, мы стремимся председательствовать в ШОС, в ОБСЕ, в ОИК. Не лучше ли добиться действительной независимости и быть самими собой. Пора бы доказать, что мы достойные дети своих отцов. Чем царствовать на чужбине, лучше быть рабом на своей родине. Пришло время поднять знамя чести. Наступило время решительных перемен, необходимо усилить Конституцию. Первоочередная задача, что не терпит отлагательства, устранение из Конституции положения уравнивающий русский язык с государственным языком. Если мы решим эту проблему, то поднимется дух нации. Только так мы сможем защитить свой родной язык, поднять ее статус. Только так мы сможем защитить свой народ, свою страну, возродить свою экономику. Только тогда казахи, благодаря "великому единству", не станут ходить по улице с протянутой рукой, занимаясь чуждым для нашей нации промыслом. Пора от бесполезного словоблудия переходить к конкретным делам. Народ устал от "недоношенных" законов и беззакония. Нужны действенные законы. Если станут действенные законы, и выборы станут справедливыми! Только тогда подобные духовные инвалиды, манкурты, как господин Тасбай Симамабаев (депутат верхней палаты парламента) не станут во власти. Если станут действенные законы, то на необходимую высоту поднимется и родной язык. Подобные действенные законы обеспечат воспитание и обучение детей в детских садах и школах только на казахском языке. Только тогда дети представителей 130 диаспор (в том числе и русские) через пять лет заговорят на казахском языке. (Я называю представителей прочих национальностей диаспорой не так как хочу отдалить их, а так как все они имеют историческую родину, им есть куда податься, а куда пойдут казахи?)

Подобные действенные законы обеспечат учебу в высших учебных заведениях только на государственном языке. Только тогда парламент станет обсуждать законы на родном языке, а Правительство станет отчитываться перед народом на государственном языке. Только тогда Президент, в какое государство бы не поехал, станет говорить только на казахском языке. И только тогда мир в самом деле признает Казахстан. Нам нужны подобные действенные законы как воздух. Время настало".

Михаил Пак, Алма-Ата