Деятели культуры: Латвийский национальный симфонический оркестр опозорил себя и Латвию

Латвийские должностные лица должны сделать все возможное, чтобы на концертах в честь государственных праздников никому не приходилось краснеть за свою страну. С таким требованием к президенту, премьеру и министру культуры Латвии обратились девять видных представителей латышской интеллигенции, которых возмутила посвященная 18 ноября - Дню провозглашения независимого Латвийского государства - концертная программа Национального симфонического оркестра, где "не прозвучало ни одной ноты латышской музыки". Соответствующее открытое письмо было нынче, 26 ноября, опубликовано газетой Latvijas Avīze.

Под письмом подписались композиторы Петерис Васкс, Угис Праулиньш и Гундега Шмите (глава Латвийского союза композиторов), и музыкальный историк Арнольд Клотиньш, поэтесса Мара Залите, академик Янис Страдиньш, музыканты Артис Симанис и Таливалдис Декснис и дирижер Эдгар Рачевскис. Авторы послания пишут, что в преддверии 92-й годовщины провозглашения Латвийского государства, 16 ноября, Национальный симфонический оркестр пригласил всех на праздничный концерт, но, "к сожалению, концертная программа прошла в резком противоречии с подобающей вышеупомянотому государственному празднику мыслью": "Она началась с трех испанских танцев, что, как мы прочли в аннотации к программе, связываются с боями быков, и весьма почитаемы на американских бейсбольных матчах. Когда под знаком испанской музыки прошло все первое отделение концерта, нужно было думать, что случилось бы с испанской публикой, если бы концерт в государственный праздник Испании открылся, скажем, "Латышскими танцами" Андрейса Юрьянса. До конца концерта 16 ноября не прозвучало ни одной ноты латышской музыки".

Авторы отмечают, что в концерте участвовало семеро солистов из различных государств, среди них только двое из Латвии, что в ансамбле солистов спели все несколько реплик во фрагменте оперы Верди "Аида". "Неужели латышских мастеров звука, что собирают наиболее прекрасные лавры в прочих землях, на праздничный концерт собственного государтства не приглашают? Или все отказываются от участия?", - недоумевают деятели культуры. По их словам, "даже осенью 1940 года, в первый год советской оккупации, когда о празднике 18-го ноября невозможно была даже упоминать, Милда Брехмане-Штенгеле и Херта Лусе с Луцией Гарутой за роялем, борясь с цензурой, устроили 17 ноября концертный день латышских сольных песен". "К тому же они действовали и военное время в Риге, когда похожим образом латвийскую государственность уничтожали оккупанты нацистской Германии. [...] Сейчас мы живем в свободной, независимой стране, но создается впечатление, что многие до нынешнего момента не сформировали мнения о своей государственности", - указывают авторы послания.

Они настаивают на том, что Национальный симфонический оркестр - не частная лавочка, а один из репрезентативных институтов Латвии, а значит должен быть "символом и мерой государственного самоуважения и культурного уровня". А если вышеупомянутый оркестр "не осознает простых вопросов чести и достоинства, то ему нужно давать конкретный, т.н. национальный заказ, как это делается, например, с финансируемыми государством СМИ". При этом авторы письма расстроены тем, что "некоторые журналисты" даже осмелились называть особым шагом к свободе и прогрессу тот "прискорбный факт, что 18 ноября прошедшего года оркестр сказал вечером вальсов".

"Неадекватные программы государственного праздника мы видим из года в год", - заявляют авторы открытого письма. По их мнению, "нетрудно понять, что в праздник создания Латвии на почетное место нужно ставить латышскую музыку и латышских композиторов". А если кто-то желает слушать и видеть представления прочих государств, то можно приглашать на государственный праздник зарубежных гостей, при этом непременно из "подобных государств, с которым у нас общая судьба либо схожий менталитет". "Так мы укрепим единство Прибалтики и сообщество северных государств", - заявляют деятели латышской культуры.

4,70