Катастрофизм

Как уже отмечалось, актуалнзм пришел на смену более старому принципу катастрофизма - теории повторяющихся катастроф, популярной в начале прошлого века.

Эту теорию обычно (и не совсем справедливо; ) связывают с именем французского натуралиста Ж. Кювье (1769-1832).

Теория катастроф объясняет основные разрывы в геологической истории периодически повторяющимися катастрофами, такими, как наводнения, вулканические извержения, сильные и внезапные движения земной коры.

Эти катастрофы приводили к резкой смене фаун, массовому вымиранию видов, орогеническим переворотам, внезапным трансгрессиям моря и т. п. Сейчас Земля находится в довольно стабильном состоянии, и причины, приводившие в прошлом к катастрофам, не действуют.

Может быть, древние по-вторявшиеся катастрофы и сравнимы в какой-то степени с современными геологическими процессами, но по интенсивности и размаху они не идут ни в какое сравнение с современными.

Итак, катастрофизм постулирует принципиальное различие между настоящим (и другими спокойными периодами) и событиями, имевшими место во время периодов катастроф.

Раньше считалось, что, судя по древним пластам осадочных пород, лик Земли в разные эпохи менялся настолько сильно и был так непохож на современный, что объяснить эти различия можно лишь крупными, повторявшимися катастрофами.

Из них в наибольшей чести были внезапные опускания земной коры и тектонические поднятия - уважение к ним внушали библейские мифы о потопе и описание извержения Везувия у Плиния Младшего.

Библия и Плиний входили в обязательный круг чтения каждого образованного европейца XVIII-XIX веков. Так не логично ли было предположить, что геологические явления прошлого объясняются подобными катастрофами?

Далее >>>