Странная судьба-6

Живой облик Вернадского удачно передают живописные портреты, выполненные хорошо знавшей его художницей Е. С. Зарудпой-Кавос (1861-1917). Один из них впервые публикуется в этой книге.

Вернадский умер в 1945 г. на 82-м году жизни.

При жизни Вернадского понимали не всегда. Но по отпошению к Вернадскому и историческая перспектива становится обратной: достаточно сравнить оценку его творческого наследия в разные годы.

В 1927 г. классический труд Вернадского "оноофора" был оценен рецензентом в тацих выражениях: "Геологи спокойно слушали академика Вернадского ранее, молчаливо выслушивают и еще одно его антиисторическое выступление...

Довольно интересная книжка Вернадского требует все же к ce6J критического отношения. Изложепа она несколько тяжеловатым стилем.

Теряет она также и на том, что недостаточно выпячепы и сконцентрированы основные важнейшие мысли. Однако интерес, который книжка представляет, все же должен побудить изучать ее".

Выпали рецензии и похлеще, а геологи, действительно, "спокойно слушали" академика Вернадского. Работы Вернадского о роли жизни в геологических процессах в 30-е годы цитировались редко, а в некрологе Вернадского даже не упоминалось о том, что оп создал учение о биосфере.

Вопросами биогеохимпи в то время занималась только организованная Вернадским Биогеохимическая лаборатория - БИОГЕЛ (сейчас из нее вырос Институт геохимип и аналитической химии АН СССР, который носат имя Владимира Ивановича).

Грандиозность идей Вернадского была осознана только после его смерти.

Академик Александр Евгеньевич Ферсмап (1883-1945), один из ближайших сподвижников Вернадского, прозванный друзьями за свою потрясающую энергию (и за фигуру) "шаровой молнией", писал в 1945 т.: "Десятилетиями, целыми столетиями будут изучаться и углубляться его гениальные идеи, а в трудах его - открываться новые страницы, служащие источником новых исканий...

<<< Назад | Далее >>>