Сбора материала

Каждую экскурсию естественно начинать с определения места лес, болото, поле, луг, пустырь, парк по типичным признакам: основные черты ландшафта и наиболее характерные растения. При этом следует отметить черты, показывающие сезонное развитие природы (состояние растительности и животных), и обратить внимание учащихся на эстетическую сторону своеобразную красоту каждого из уголков природы в разное время года и даже в разные часы дня.

Место экскурсии

При обработке природных материалов экскурсии одни из них поступают в живой уголок (растения, взятые с комом лесной почвы, насекомые), другие консервируются, засушиваются. Так составляются гербарий и коллекции по многообразию растительного мира, изменчивости различных признаков у растений и животных, приспособленности плодов и семян к рассеиванию, растений к разным условиям жизни, типов окраски насекомых и др.

Проведение экскурсии

В IX-X классах заранее вручаются задания для самостоятельной работы на протяжении всей экскурсии. Задания охватывают ряд вопросов, в целом исчерпывающих содержание темы намеченной экскурсии. Каждый вопрос требует изучения ряда объектов и явлений.

Особое внимание

В классе учитель делает вступление на тему экскурсии, распределяет учащихся на группы и вручает им задания, отметив вопросы, которые нуждаются в предварительной дополнительной работе по литературе.

Подготовка учащихся

Уточнение и расширение биологических понятий, воспитание мировоззрения, мышления, эстетических чувств, приобретение умений наблюдать в природе все эти возможности учителю нужно иметь в виду при проведении экскурсий.