Изложение науки
Рассмотрение в IX-X классах закономерностей индивидуального исторического развития организмов на всех уровнях их изучения современной наукой объединяет основы эволюционного учения, цитологии, генетики, селекции, экологии, учения о биосфере.
Такое объединение обеспечивает экономию времени в изложении материала и большую доступность изучения явлений, процессов жизни.
Методика помогает учителю правильно отбирать наиболее существенные элементы основ науки, типичные объекты изучения и излагать учебный материал в формах и связях, наиболее доступных для понимания и запоминания.
Эти отличия сложились исторически в соответствии с педагогическими особенностями школьного обучения детей, с учетом их возрастной психологии.
Структура знаний и форма их изложения в школьном предмете иная педагогическая.
Об этом говорил еще К. ДУшинский: Научное и педагогическое изложение науки две вещи разные, и педагоги всех стран деятельно трудятся над переработкой научных систем в педагогические.
Таким образом, учебный предмет объединяет знания, отобранные из соответствующих наук в системе, определяемой методическими закономерностями обучения и воспитания сообразно общеобразовательным целям школы и возрастным особенностям учащихся.
Биология является основой агрономии и медицины, и в преподавании школьной биологии устанавливается эта связь теории с практикой, осуществляются элементы политехнического обучения.
Агрономические знания необходимы учителю в особенности при организации школьного участка и проведении работ на нем, при осуществлении общественно полезного труда учащихся в сельском хозяйстве.
Вопросы охраны природы, лесонасаждения и т. п. также связаны со школьным курсом биологии.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]