Противоречивость процесса

Диалектический материализм дает возможность вскрыть основные закономерности процесса воспитывающего обучения биологии и установить формы его организации.

Знание законов диалектического материализма помогает учителю понять целостность и противоречивость процесса воспитывающего обучения (в количестве и качестве применения методов, наглядности, информации и т. п.) и предусматривать возможные методические ошибки.

Научные основы методики преподавания биологии. Развитие методики как науки шло от методических высказываний в результате личного опыта учителя, от педагогического искусства к научному обобщению, от субъективного творчества к объективной научной теории, основанной на исследованиях.

Решение проблем методики, как и в каждой науке, вначале шло путем дифференциации.

Из общей методики естествознания выделились частные методики, и стали разрабатываться отдельные вопросы преподавания изолированно друг от друга и вне общей системы биологических курсов.

В настоящее время в становлении методики как науки наступил период интеграции, синтеза, обобщения всего накопленного материала.

Имеющийся научный материал собирается по проблемам, анализируется, обобщается, приводится в систему, в единую научную теорию.

В методике за ее почти 200-летнюю историю накоплен большой запас проверенных практикой знаний о рациональном преподавании биологии.

Методика имеет свои методы исследования всех проблем обучения и воспитания на материале биологии.

В связи с организацией кафедр методики в педагогических учебных заведениях, институтов усовершенствования учителей и специальных научно-исследовательских институтов Академии педагогических наук СССР методические исследования приобрели разносторонний, комплексный научный характер.

< назад | далее >