Методический отбор

В этом сказывается влияние Бюффона, в переводе сочинений которого он принимал участие.

Так впервые было обозначено различие между наукой и школьным учебным предметом и сделан методический отбор типичных объектов изучения.

В учебнике ни разу не упоминается о боге, не описываются суеверия и фантастические животные.

Более того, В. Ф. Зуев пишет: По строению тела человек подобное прочим зверям животное, обладающее изяществом души и превосходством дарований.

Следовательно, учебник способствовал образованию правильных представлений о природе.

Во введении к учебнику, предназначенном для учителей, автор решает ряд вопросов методики преподавания, которым посвящены и его рукописные методические указания.

Он рекомендует строить урок в виде беседы с демонстрацией наглядных пособий: При рассуждении о какой-либо вещи учитель показывает оную в самой натуре или по крайней мере по картине.

В. Ф. Зуев издает атлас Фигуры по естественной истории как приложение ко второй части учебника.

На каждом листе размером в страницу учебника изображено от 2 до 5 животных.

Эти таблицы во время урока раздавались учащимся. К первой части учебника с описанием минералов и растений таблиц не было, так как В. Ф. Зуев считал, что учащиеся должны рассматривать натуральные объекты.

В связи с этим он рекомендует оригинальные методические приемы: распознавание и описание своими словами натуральных вещей, отыскивание на географических картах мест, откуда они происходят.

Причем В. Ф. Зуев указывал: Ученикам всегда при этом напоминать важно, чтобы они привыкали входить в причины вещей.

Более того, редактируя в течение двух лет печатный ежемесячный журнал Растущий виноград, издаваемый главным народным училищем города святого Петра, в котором писали студенты учительской семинарии и преподаватели, В. Ф. Зуев подбирал материал, воспитывающий любовь к науке о природе и желание работать для просвещения и пользы народа.

< назад | далее >