Изложение науки

Несколько позднее появляется учебник Три ботаника, написанный учителем словесности и греческого языка, директором департамента народного просвещения И. И. Мартыновым.

Эти учебники представляли компиляции из трудов ученых, методически не были продуманы и оказались очень трудными для учащихся.

Для первой половины XIX века было характерным изложение науки без методической переработки соответственно возрастным особенностям учащихся.

Учащиеся дома механически зазубривали текст учебника, который учитель спрашивал на уроках.

Школьные учебники почти не отличались от университетских.

Из учебников, написанных в это время и в последующем, нами упоминаются лишь наиболее характерные.

Развитие республиканских идей в русском обществе после Отечественной войны 1812 года вызвало у царского правительства страх перед революцией, породивший отрицательное отношение к преподаванию естествознания.

Это видно из распоряжения Ученого комитета при Главном правлении училищ в 1818 году: Ученый комитет, рассматривая употребительные книги по части естественной истории, отстраняет от системы преподавания все суетные и бесплодные догадки о происхождении и превращениях шара земного, обращая все свое внимание на ясность, порядок и полноту методы.

Предлагается обращать внимание на физические и химические науки без примеси надменных умствований.

Главная цель... наставить к прикладной математике, которая... необходима для государства.

Реакционные меры еще более усилились при Николае Пытаясь изгнать гибельный материализм как основу революционного мышления, царское правительство по уставу 1828 года исключило естествознание из программ учебных заведений, что, несомненно, имело то же обоснование, что и произведенное ранее сокращение предметов политических.

< назад | далее >