Физиология человека

Сокращая число преподаваемых предметов, руководились мыслью, что от энциклопедического образования происходит весьма мало пользы и чрезвычайно много вреда для государства... дерзнем меньшему учить юношество, и оно несомненно более будет знать (из Циркуляра по сокращению наук политических, 1824).

После польского восстания и революции на Западе царское правительство сократило часы даже на греческий язык, считая, что изучение истории республик древнего мира приводит к критике монархического строя.

Естествознание вновь вводится в 1848 году в кадетских корпусах, а в 1852 году в гимназиях.

В ожидании этой реформы передовые педагоги надеялись, что преподавание естествознания станет лучше и интереснее.

Но эти чаяния не оправдались. Министерство народного просвещения сделало гимназии сословными вначале в них могли учиться только дети дворян и чиновников.

В гимназиях по естествознанию ввели довольно обширную программу, но не было методически обоснованной последовательности изучения предметов и имел место недопустимый разрыв в три года между изучением животных и человека: Iкласс. Общие сведения о природе.

IIи III классы. Зоология. IV и V классы. Ботаника. VIкласс. Минералогия. VIIкласс. Анатомия и физиология человека. Еще хуже обстояло дело с учебниками, в которых правительство требовало подтверждения естественнонаучными фактами премудрости божьей.

По поручению министерства народного просвещения были составлены учебники: Краткая ботаника.

Таким образом, более полустолетия русская методика естествознания под гнетом крепостнического государства испытывала полный застой.

Некоторым исключением было хорошо поставленное преподавание естествознания в военно-учебных заведениях кадетских корпусах, что объясняется независимостью их от министерства просвещения.

< назад | далее >