Физиология человека
Сокращая число преподаваемых предметов, руководились мыслью, что от энциклопедического образования происходит весьма мало пользы и чрезвычайно много вреда для государства... дерзнем меньшему учить юношество, и оно несомненно более будет знать (из Циркуляра по сокращению наук политических, 1824).
После польского восстания и революции на Западе царское правительство сократило часы даже на греческий язык, считая, что изучение истории республик древнего мира приводит к критике монархического строя.
Естествознание вновь вводится в 1848 году в кадетских корпусах, а в 1852 году в гимназиях.
В ожидании этой реформы передовые педагоги надеялись, что преподавание естествознания станет лучше и интереснее.
Но эти чаяния не оправдались. Министерство народного просвещения сделало гимназии сословными вначале в них могли учиться только дети дворян и чиновников.
В гимназиях по естествознанию ввели довольно обширную программу, но не было методически обоснованной последовательности изучения предметов и имел место недопустимый разрыв в три года между изучением животных и человека: Iкласс. Общие сведения о природе.
IIи III классы. Зоология. IV и V классы. Ботаника. VIкласс. Минералогия. VIIкласс. Анатомия и физиология человека. Еще хуже обстояло дело с учебниками, в которых правительство требовало подтверждения естественнонаучными фактами премудрости божьей.
По поручению министерства народного просвещения были составлены учебники: Краткая ботаника.
Таким образом, более полустолетия русская методика естествознания под гнетом крепостнического государства испытывала полный застой.
Некоторым исключением было хорошо поставленное преподавание естествознания в военно-учебных заведениях кадетских корпусах, что объясняется независимостью их от министерства просвещения.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]