Естественная история

Он резко выступил против догматического обучения: Дедуктивное преподавание обогащает школьников знаниями и готовыми выводами, но не вызывает деятельности мысли, заставляя работать только память.

Это снижает образовательное значение естествознания.

В статье О приложении индуктивного метода мышления к преподаванию естественной истории в гимназиях А. Н. Бекетов определяет свое отношение к расположению учебного материала, развитию наблюдательности и самостоятельности мышления при проведении занятий: Познание органических отправлений решительно невозможно без изъяснения внутреннего и наружного строения животного и растения... ибо для начинающего гораздо удобнее объяснять строение органов вместе с их отправлением: одно освещает другое.

Это высказывание об объединении элементов основ разных наук в школьном предмете следует считать замечательным методическим открытием.

Мысль А. Н. Бекетова была осуществлена его учеником К. А. Тимирязевым в книге Жизнь растения, а затем и другими учеными во многих учебниках ботаники.

Бекетов установил ценное методическое положение о том, что к самостоятельности учащихся необходимо приучать планомерно.

Прежде всего необходимо-научиться наблюдать и сравнивать, и никто не будет спорить, что естественная история представляет самые лучшие данные для наблюдения и сравнения...

Наблюдение есть вовсе не легкая наука, можно долго и, по-видимому, внимательно осматривать предмет и все-таки не видеть его главных существенных качеств.

Для того чтобы научиться наблюдать глубоко и всесторонне, необходимо долго упражняться под руководством опытного наблюдателя,говорил А. Н. Бекетов.

< назад | далее >