Естественная история





 Естественная история

Естественная история основана на сравнении, иначе говоря, мы знакомимся с тем или другим естественным произведением, лишь сравнивая его с другими и именно сходными с ним.

Эти весьма ценные методические положения, однако, находились в полном противоречии с содержанием предмета, изложенного в учебниках Любена.

В них была одна систематика с перечислением морфологических признаков громадного количества растений (описание 990 растений из 136 семейств).

Методика А. Любена вполне удовлетворяла русских методистов-биологов, но его объемистые и сухие учебники ботаники и зоологии (каждый в четырех частях) устрашали.

Учителей большинства школ затрудняла работа с натуральными объектами.

Профессор А. Н. Бекетов горячо пропагандировал методику естествознания Любена и перевел его учебник, написав к нему предисловие, в котором рекомендовал учителям: Тот, кто будет заставлять детей твердить наизусть содержание этой книги, тот совершит преступление против детей, против науки и против здравого смысла...

Лучше в о-все и преподавать ботанику и естествознание вообще, чем заставлять выучивать наизусть имена, термины, описания и рецепты.





В нем помещены задачи, летние задания, а в главе Для молодых читателей моих давались указания к содержанию дома животных и наблюдению за ними.

Учебники были небольшими по объему, например, по ботанике предлагалось изучить всего 43 растения, наблюдая их в небольшом садике при училище, рассматривая и определяя их на уроках.

Казалось бы, методика по сравнению с предыдущим временем сделала неизмеримый шаг вперед.

Но учебники любенистов и метод самого Любена вскоре стали вызывать возражения: ценные методические рекомендации не соответствовали содержанию; сравнение на однообразном морфологическом материале по систематике не развивало мышление, и, главное, такое изучение не давало нужных биологических знаний.

Это противоречие между содержанием и методами поставило вновь проблему соответствия содержания школьного курса естествознания новому уровню развития науки.

Решению этой проблемы была посвящена деятельность Александра Яковлевича, работами которого было положено начало научной методике преподавания естествознания.

< назад | далее >