Познание природы
В 1866 году в журнале Учитель появилась статья О методе преподавания описательных естественных наук молодого учителя А. ЯГерда.
Он считал, что содержание обучения должно соответствовать современному научному уровню и воспитывать научное мировоззрение.
А. Я. Герд ставил вопрос о воспитании в связи с обучением естествознанию, и в первую очередь о воспитании мировоззрения.
Конечная цель курса естествознания в общеобразовательном заведении привести учащегося к определенному мировоззрению, согласному с современным состоянием естественных наук. Мировоззрений ни в коем случае не должно быть навязано ученику, а истекать как естественный вывод из всего курса (из предисловия к учебнику зоологии, 1877). А. Я. Герд на первое место выдвигал методы преподавания, воспитывающие самостоятельность мышления, наблюдательность, познавательный интерес.
В отдельных статьях и предисловиях к своим учебникам jjjj. наметил подлинно биологическое направление в преподавании, предлагая изучать растения и животных в развитии, в приспособленности к среде и строение их в связи с жизненной функцией.
При этом А. Я. Герд ратует за единство в применении индуктивного и дедуктивного методов мышления в процессе преподавания естествознания: по его мнению, дедуктивный метод обходит самый процесс приобретения знаний, а индуктивный ограничивает познание природы сравнением и описанием признаков без установления причинных зависимостей между явлениями: Преследуемая в настоящее время цель развитие в учащихся способности различать, описывать и сравнивать тела должна быть возведена в более широкую и плодотворную цель научить разумно наблюдать и обращаться к природе за разрешением доступных задач.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]