Школьный предмет

Для этой цели служат правильно организованные и строго обдуманные экскурсии, серьезные практические работы по изучению анатомического строения и жизни растений и животных, по определению объектов из всех трех царств природы, а также самостоятельное разрешение ряда постепенно усложняющихся естественноисторических задач. Работы эти, конечно, должны дать учащимся и практические умения для самостоятельных занятий при выходе из заведений К В отличие от Любена, видевшего конечную цель школьного наблюдения и опыта в описании и сравнении признаков изучаемых объектов, А. Я ерд выдвигает на первый план рассуждение, выводы, обобщения на основе наблюдаемых фактов как формы мышления, которыми должны овладеть учащиеся.

Он критиковал принятый тогда излагающий метод, при котором ученики оставались пассивными, а весь процесс усвоения знаний сводился к запоминанию.

Почти всюду школы все еще придерживаются излагающего метода.

Сведения сообщаются учителем или черпаются готовыми из учебника.

Ученики не участвуют в их добывании... Ясно, что такие знания, ни к чему не применяемые и ни с чем не связанные и усвоенные лишь памятью, не могут будить интереса: природа со всей своей жизнью остается для детей чужой, а усвоенные знания быстро испаряются К А. Я. Герд был одним из первых последователей учения Ч. Дарвина в России, он перевел его книгу Прирученные животные и возделанные растения и построил школьный предмет естествознания на основах дарвинизма, предложив такое распределение курсов в учебном плане школы: неорганический мир ; растительный мир; животный мир; человек; история Земли.

Эта последовательность изучения предмета оказалась по содержанию и в методическом отношении правильной, соответствующей возрастным особенностям детей.

< назад | далее >