Неживая природа
В таких школах, дающих детям не классическое (с преобладанием гуманитарных предметов и изучением древних языков), а новое, более широкое реальное образование, были заинтересованы не только капиталисты-предприниматели, но и большой круг интеллигенции.
Созданию новых школ содействовал закон 1894 года, разрешающий министерству финансов и затем министерству торговли и промышленности иметь в своем ведомстве коммерческие училища. Число их быстро увеличивалось.
В 1894 году было 10 училищ, в, в 1912 году -. Организовывались школы на общественных или кооперативных началах (коммерческое училище в Новгороде).
Эти школы содержались на частные средства или на средства местных просветительных обществ и уходили из-под непосредственного контроля царского правительства, осуществляя новые для своего времени методические идеи.
Министерство народного просвещения мало вмешивалось в работу школ, принадлежащих другим ведомствам и частным лицам.
В этих школах были свои программы, учебники и методы преподавания, нередко более передовые.
В учебном плане на естествознание в мужских гимназиях отводилось 6 часов, в женских-, в реальных училищах и корпусах-, а в частных коммерческих: Тенишевском, Лесном.
В последних неживая природа изучалась в двух классах.
В некоторых школах (например, в Лесном коммерческом училище) было самоуправление учителей, выбиравших директора и определявших программы.
В Тенишевском коммерческом училище учились дети крупной буржуазии Петербурга, но в ряде других, например в Лесном коммерческом, были дети работников Лесного и Политехнического институтов и мелких служащих пригорода; в Пути-ловском и Выборгском дети служащих и рабочих заводов.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]