Логический процесс

Эти училища имели хорошие кабинеты для проведения практических занятий по биологии, химии и физике.

Устраивались экскурсии в природу, на производство, а летом на юг России.

В 1904 году в Лесном коммерческом училище под руководством Л. Н. Никонова было организовано трпо? Обиегтно молодых натуралистов.

В 1910 году в Павловске В. Ф. Моль-денгауэр создал первую экскурсионную педагогическую биостанцию.

В методике этого времени главное внимание обращается на методы и разрабатываются две формы преподавания, независимые от уроков: экскурсионная (неправильно в то время называвшаяся экскурсионным методом) и практическая (лабораторные занятия по отдельному от уроков расписанию).

Последние приобретают характер самостоятельных работ, проводимых учащимися по заданиям-инструкциям.

На основе этих занятий возник новый, моторный метод, который определяется методистом-преподавателем Лесного коммерческого училища Б. Е. Райковым как опытно-исследовательский метод.

Ставя опыт на заданную тему, решая определенную задачу, ученик как бы исследует, открывает новые для себя знания.

Исследовательский метод понимался как метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых школьниками, т. е. как логический процесс, преимущественно индуктивный.

В связи с проведением лабораторных работ получает распространение раздаточный материал: засушенные и законсервированные растения и животные, минералы.

В первое десятилетие XX века решались также проблемы отбора и истолкования содержания учебного предмета.

< назад | далее >