Программа природоведения
Проблема содержания поставила проблему воспитания мировоззрения.
В науке успешно развивается физиология, возникает экология.
Как следствие этого в школьном естествознании в Германии возникает так называемое биологическое направление.
Ф. Юнге предлагает изучать животных по сообществам с выяснением причинных отношений между организмами и средой их обитания.
Идеи Юнге во многом основывались на дарвинизме, за что он и был обвинен в желании ввести в школы преподавапие эволюционной теории.
В противовес Ф. Юнге О. Шмейль в своих учебниках описывает растения и животных как организмы, гармонично приспособленные к среде.
Ом отрицает дарвинизм и пытается на примерах органической целесообразности воспитывать идеалистическое понимание природы.
Идеи Юнге и Шмейля оказали сильное влияние на русскую методику естествознания.
В 1902 году в гимназии была введена программа природоведения, составленная профессором Лесного института Д. Н. Кайгородовым по общежитиям (лес, сад, поле, луг, река).
Изучение целокупной природы, т. е. растительного и животного мира и неорганической среды в их связях, должно было проводиться по сезонам исключительно на экскурсиях.
Однако Д. Н. Кайгородов преследовал воспитательную цель (явно идеалистическую) раскрытия закона изумительной целесообразности в природе и того Великого Разума, которым все создается и управляется в природе и во всей Вселенной.
Под воздействием критики учителей и ученых программа была заменена другой.
Но на смену юнговскому влиянию приходит биологическое, тоже идеалистическое по характеру направление Шмейля, учебники которого, переведенные на русский язык,, получают большое распространение.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]