Учебник ботаники
Поэтому следует также очень внимательно относиться и к вопросам учеников: зачем? для чего?.. авно пора оставить дурную замашку приписывать Творцу или Великому Разуму те или другие цели и намерения.
Вопросы для чего? и зачем? приводят в конечном счете к признанию целей, данных природе высшим предопределением, т. е. богом.
В. В. Половцов считает возможным ответ только на вопрос почему?, приводящий к установлению причинной связи и относительности целесообразности и гармонии.
Свои теоретические положения методики В. В. Половцов претворял в ряде тщательно разработанных пособий: Программа школьной ботаники, Краткий учебник ботаники, Практические занятия по ботанике, Ботанические весенние прогулки в окрестностях Петербурга.
Справедливость требует признать В. В. Половцова крупнейшим методистом биологии начала XX века.
Итак, в методике естествознания XIX начала XX века идет борьба за приведение содержания учебного естествознания в соответствие с развитием науки и за воспитание мировоззрения.
В начале XX века в методике ярко выявляется стремление воспитывать самостоятельность мышления, наблюдательность, познавательную деятельность путем исследовательского метода (в практических работах и на экскурсиях).
Однако развитие мышления ограничивается выводами из наблюдений отдельных фактов.
Учащиеся не приучаются делать широкие обобщения. Характерно и то, что почти никто из методистов не разрабатывает методику уроков, главное внимание сосредоточено на практических занятиях в лаборатории и на экскурсиях.
Существование разнородных школ со своими программами и множеством учебников позволяло развиваться различным методическим направлениям и идеям.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]