Проектная система

Тем самым по существу взамен школьных форм и методов предлагались методы и формы внешкольной или политико-просветительной работы, распространенные в то время.

Высказывалась мысль, что учитель должен преподавать, предоставляя учащимся полную самостоятельность; поэтому методика не нужна, так как она связывает творчество учителя.

Но в это же время впервые дается определение методики естествознания как научной дисциплины в статье g. Е. Райкова (журнал Естествознание в школе, 1928).

Примитивное понимание задач обучения не могло долго удовлетворять педагогов, и Наркомпрос стал рекомендовать Школам вести преподавание новыми, более активными методами лабораторным (идея дальтон-плана Е. Паркхерст, Англия) и методом проектов (идея Коллингса, США). Лабораторный метод, (вернее, лабораторная система) предусматривал самостоятельное изучение учащимися учебного материала опытным путем индивидуально в любой лаборатории, отведенной каждому предмету.

Одни учащиеся при этом могут быстрее проработать материал, другие медленнее.

Лабораторный метод отменял классы, расписания, уроки и сводил роль учителя к роли консультанта.

Для осуществления этого метода были напечатаны рабочие книги, в которых описывались задания для проведения опытов и наблюдений.

В школах, не имеющих оборудованных лабораторий, практически все сводилось к чтению рабочих книг по заданию, данному на месяц.

Книги читались бригада-ми в 10 человек. В конце месяца проводилась конференция по теме, на которой за всю бригаду отвечали бригадиры.

Отметки были отменены. На смену этой системе пришел метод проектов (вернее, проектная система), который упразднял предметную систему.

< назад | далее >