Гигиена человека

Образованному советскому человеку необходимо иметь знания об окружающей живой природе растениях и животных и собственном организме: строении, функциях и закономерностях индивидуального и исторического развития; группировках i значении растений и животных в природе и народном хозяйстве.

Эти знания выстраиваются в стройную систему при условии объединения их важнейшими научными понятиями.

В школьном предмете биологии имеются последовательно расположенные курсы: ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека; изучение их завершается курсом общей биологии.

Такая система, сложившаяся в советской средней школе, отражает в основном систему биологических наук и является объективной и научной. Последовательность биологических курсов определяется доступностью учебного материала.-учащимся в зависимости от их возраста, подготовки и развития и необходимой преемственностью в содержании.

Биологии в V-X классах предшествует элементарный курс природоведения в IV классе, изучение которого в свою очередь опирается на первоначальное ознакомление детей в I-III классах с предметами и явлениями окружающей природы и сельского хозяйства.

На основе начальных знаний о неживой природе строится программа по ботанике в V-VI классах.

Изучение ботаники предшествует изучению зоологии по тем соображениям, что жизнь животных во многом зависит от растений; понимание жизненных процессов животного организма, особенно поведения животного, дается учащимся труднее, чем понимание жизни растений.

Изучение зоологии в VI-VII классах подготавливает учащихся к последующему изучению анатомии, физиологии и гигиены человека в VIII классе, помогая путем сравнения лучше усвоить качественное своеобразие строения и жизненных процессов человеческого организма в связи с трудом и социальной средой.

Изучение общей биологии в IX-X классах педагогически целесообразно завершает биологическое образование молодого поколения в средней школе рассмотрением общих закономерностей жизни и развития живой природы. I Принятая в советской школе система и последовательность курсов биологии по годам обучения имеет постепенно возрастающую сложность учебного материала: Ботаника, зоология, анатомия, физиология и гигиена человека составляют взаимно связанные разделы единого учебного предмета биологии, а не изолированные один от другого куры преподавание курса общей биологии в IX-X классах строит на основе и с учетом знаний, полученных учащимися в V-VIII классах.

< назад | далее >