Школьное естествознание

Для школьного учебного предмета биологии, как и для любого другого, необходим строгий отбор научного материала: фактов, понятий, законов и практических приложений.

Объем и система знаний по биологии в средней школе определяются общими образовательно-воспитательными задачами советской школы, принципами биологической и педагогической науки.

Содержание биологии в средней школе не может быть тождественным содержанию научных дисциплин высшей школы, которые преследуют цель полного освещения современного состояния науки.

В средней школе основы наук даются в элементарном виде: например, жизнь растений освещается в V классе без раскрытия химизма жизненных процессов, вопросы филогении растений и животных даются схематично в V-VII классах и более углубленно в IX классе.

Содержание школьной биологии определяется единством научности материала и его доступности для усвоения учащимися.

Научность и доступность учебного материала. Содержание школьной биологии предусматривает соответствие с уровнем развития науки в данный исторический период.

Так, в первую половину XIX века школьное естествознание исчерпывалось морфологией и систематикой растений и животных в теологическом освещении, что вполне соответствовало метафизическому духу биологической науки.

Во второй половине того же столетия под влиянием великого учения Чарлза Дарвина об историческом развитии органическое го мира наблюдались попытки провести идею развития в школьном естествознании и дать биологические характеристики растений и животных, а не ограничиваться только перечислением их систематических признаков.

В советское время содержание курса биологии неоднократно пересматривалось с целью приведения его по возможности к современному научному уровню.

< назад | далее >