Историческое значение

Развитие содержания школьного биологического образования происходило не всегда с одинаковым последовательным повышением его теоретического уровня.

В отдельные периоды наблюдалась несоразмерность составных научных элементов, превалирование односторонних точек зрения и т. п.

Например, в 30-40-е годы в программах господствовал морфолого-систематический материал при недостаточном освещении клетки и клеточного строения организмов.

В курсе анатомии и физиологии человека не уделялось должного места трудам И. П. Павлова.

В IX классе особое внимание учащихся фиксировалось на так называемых ошибках Дарвина.

В 50-е годы имели место необоснованные изменения в программах: морфолого-систематический материал в большей мере вытеснялся агротехническим и зоотехническим; полностью были исключены вопросы генетики; не упоминалось о новейших достижениях науки в области изучения клетки и наследственности; учению Дарвина придавалось только историческое значение пройденного в науке этапа.

Изложение вопросов о смене и приспособленности органических форм уклонилось от дарвиновского понимания этих процессов Б сторону объяснения прямым приспособлением живых существ к среде путем появления наследственных целесообразных изменений в ответ на ее воздействия.

Однако материалистическая сущность биологического образования, его система и направленность сохраняли многие положительные черты, которые были полностью учтены при последующей переработке программ.

В 1965 году учеными АН СССР, АПН РСФСР в содружестве с методистами и учителями было определено содержание школьного среднего биологического образования в соответствии с истинным состоянием биологической науки и ее успехами.

< назад | далее >