Строение организма

Кроме того, животные, особенно беспозвоночные, имеют весьма своеобразное строение.

Изучение зоологии в значительной степени опирается на полученные на ботаническом материале знания: клеточное строение организма, обмен веществ (питание, дыхание, превращение и передвижение веществ, выделение), размножение вегетативное и половое (оплодотворение, мужские и женские органы, живчики и яйцеклетки), экологические факторы, приспособленность организма к среде, усложнение организмов, классификация живых организмов (отдел или тип, класс, подкласс, семейство, род, вид).

Это позволяет сразу же оперировать известными учащимся знаниями и устанавливать сходство и отличие животного организма от растительного (в движении, питании, наличии нервной системы и т. д.).

Таким образом, на зоологическом материале создается основа для последующих курсов.

Как в преподавании каждого биологического курса, в преподавании зоологии важнейшее значение имеет использование живых организмов и натуральных пособий: препаратов, чучел, скелетов.

Особенное значение имеет изучение не только внешнего, но и внутреннего строения животных.

В программе зоологии предусматривается как практическая работа только самостоятельное вскрытие рыбы, хотя таких работ должно быть значительно больше.

Все остальные животные демонстрируются учителем или в заранее вскрытом виде раздаются на столы учащимся.

Изучение живых животных на уроке тоже в ряде случаев затруднено тем, что они не неподвижны, как растения.

Живых рыб и лягушек учащимся приходится рассматривать в банках, птиц и мелких животных в клетках.

Наблюдение за животными в уголке живой природы и на учебно-опытном участке требует ежедневного тщательного ухода, кормления специальными кормами, чистки помещения и т. п.

< назад | далее >