Историческое развитие
Важнейшие общебиологические понятия (клеточное строение организмов, обмен веществ и энергии, организм как единое целое, единство формы и функции, историческое развитие органического мира), развитие которых начинается при изучении ботаники и зоологии, продолжают развиваться применительно к человеку в VIII классе и ко всему органическому миру в IX-X классах в курсе общей биологии.
Особенно важно отметить, что в курсе VIII класса дается ряд понятий из генетики в приложении к организму человека.
Эти понятия следующие: о роли ДНК (несет информацию о структуре молекулы белка), о роли РНК (передает информацию на рибосомы) и рибосом, на которых под действием ферментов образуются белковые молекулы.
Даются понятия о хромосомах и генах, обусловливающих развитие определенных наследственных признаков й свойств, а также об особенностях созревания и развития половых клеток.
Эти понятия представляют необходимую генетическую опору для выяснения сущности процесса микроэволюции, изучаемого на уроках общей биологии в IX классе.
Все эти понятия имеют исключительное значение в создании научных основ для диалектико-материалистического мировоззрения у учащихся.
В VIII классе, изучая высшие проявления нервной деятельности, учащиеся впервые подходят к важнейшему положению марксистско-ленинской философии о первичности материи и вторичности сознания.
На большом фактическом материале вскрывается материальность и познаваемость жизненных процессов человеческого организма как специфического явления в органическом мире при всей его человека исторической связи с ним.
Таким образом, содержание анатомии, физиологии и гигиены человека предоставляет большие возможности для понимания учащимися закономерностей жизни и развития человеческого организма и условий охраны его здоровья и труда.
Положение анатомии, физиологии и гигиены человека в ряду других биологических курсов соответствует возрасту и развитию школьников.
В VIII классе подростки, юноши и девушки переходного возраста обнаруживают большой интерес к собственному организму, замечают изменения в нем и в своей умственной и психической деятельности.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]