Деятельность человека
В соответствии с этим изменяется соотношение чувственного восприятия и отвлеченного мышления учащихся; удельный вес абстрагирования становится все большим; заметно выявляется способность переходить от фактического плана к теоретическому.
Эта особенность старшего возраста выступает при ответах учащихся, в их высказываниях, письменных работах и т. д.
В умственной деятельности юноши или девушки усиливается логическая переработка накопленных ранее и полученных вновь восприятий, представлений и понятий.
Вместе с тем изменяется и первая ступень познания ощущение по сравнению со средним возрастом и тем более с младшим.
И. П. Павлов указывает, что деятельность анализаторов человека развивается всю жизнь.
Чем обширнее и разностороннее становится деятельность человека в результате взаимодействия его с внешней средой, тем активнее происходит превращение энергии внешнего мира в нервный процесс, тем совершеннее деятельность его анализаторов и тем полнее и глубже совершенствуются его ощущения.
Учащийся старших классов испытывает более разностороннее, богатое воздействие среды, он устанавливает с внешним миром значительно более сложные связи и сам воздействует на среду полнее, чем младший школьник.
Старшеклассник в процессе изучения школьных предметов умственно соприкасается с опытом огромного числа поколений людей, он раздумывает и обсуждает происходящие события во всем мире, проделывает разнообразные учебные опыты, участвует в трудовой жизни.
Эмоциональность старшего школьника качественно иная по сравнению с эмоциональностью младшего: его возбудимость слабее, но эмоции разнообразнее, длительнее; в проявлении и, но и по приобретенным учащимися умениям (работать по учебнику дома, отвечать на вопросы, сравнивать предметы и их свойства, заполнять таблички, проводить наблюдения, собирать и монтировать коллекции, ставить опыты, пользуясь горелкой, пробиркой, термометром).
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]