Состав семян
Давая же новые химические понятия, учитель ограничивается обобщенной описательной характеристикой их, без химических формул, но с демонстрацией на конкретных примерах.
Положение облегчается тем, что в X классе учитель имеет возможность опереться на знания учащихся из неорганической химии, тем более что представления о ковалент-ных связях и ионной теории даются в VIII-IX классах.
Это можно показать на следующих примерах. Понятие об углеводах как основных источниках энергии можно дать на примерах, которые уже известны учащимся X класса: глюкоза, гликоген, клетчатка, крахмал. Достаточно ограничиться указанием физических свойств углеводов и нахождением их в организмах с напоминанием из физиологии человека, что углеводы пищи в процессе пищеварения переходят в глюкозу, разносимую током крови по всем тканям.
Аналогично характеризуются липиды с указанием на их роль как пищевого резерва и вместе с тем как составной части клеточной структуры, например клеточной оболочки.
Понимание состава молекулы нуклеиновых кислот не окажется особенно трудным, потому что об углеводном компоненте можно говорить на основании знаний учащихся о крахмале из курса ботаники (состав семян, продукты фотосинтеза) и анатомии, физиологии и гигиены человека (изменение крахмала в процессе пищеварения), а понятия о щелочных азотистых основаниях и фосфорной кислоте известны учащимся из неорганической химии.
Вместе с тем крайне желательно, чтобы в программах по химии и физике учитывались межпредметные связи с биологией, особенно с общей биологией.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]