Состав семян

Давая же новые химические понятия, учитель ограничивается обобщенной описательной характеристикой их, без химических формул, но с демонстрацией на конкретных примерах.

Положение облегчается тем, что в X классе учитель имеет возможность опереться на знания учащихся из неорганической химии, тем более что представления о ковалент-ных связях и ионной теории даются в VIII-IX классах.

Это можно показать на следующих примерах. Понятие об углеводах как основных источниках энергии можно дать на примерах, которые уже известны учащимся X класса: глюкоза, гликоген, клетчатка, крахмал. Достаточно ограничиться указанием физических свойств углеводов и нахождением их в организмах с напоминанием из физиологии человека, что углеводы пищи в процессе пищеварения переходят в глюкозу, разносимую током крови по всем тканям.

Аналогично характеризуются липиды с указанием на их роль как пищевого резерва и вместе с тем как составной части клеточной структуры, например клеточной оболочки.

Понимание состава молекулы нуклеиновых кислот не окажется особенно трудным, потому что об углеводном компоненте можно говорить на основании знаний учащихся о крахмале из курса ботаники (состав семян, продукты фотосинтеза) и анатомии, физиологии и гигиены человека (изменение крахмала в процессе пищеварения), а понятия о щелочных азотистых основаниях и фосфорной кислоте известны учащимся из неорганической химии.

Вместе с тем крайне желательно, чтобы в программах по химии и физике учитывались межпредметные связи с биологией, особенно с общей биологией.

< назад | далее >