Познание человека
За последние десятилетия в методике биологии сложилась и прочно укрепилась теория развития понятий в процессе обучения.
Знание состоит из понятий, устанавливаемых наукой, о существенных признаках и свойствах вещей и явлений, процессах и связях между ними.
Понятия помогают человеку в его поступательном движении познавания мира.
Оперирование понятиями, по определению Ф. Энгельса, и есть мышление.
Понятиями человек мыслит. Мысль отражает реальный мир и на пути от незнания к знанию проходит ряд стадий.
Исходным моментом в познании внешнего мира является чувственное ощущение вещи и явления, т. е. отражение их в отдельных свойствах.
Из ощущений возникают восприятия, отражающие вещь в целом,начало процесса осмысливания ощущений.
На основе восприятий возникают представл ения, заключающиеся во внутренних образах, хранимых в памяти человека.
Представления есть ступень к абстрагированию, поскольку при их возникновении часть признаков и свойств опускается.
Таким образом, представления являются в известной мере уже обобщениями.
Но представления зависят от психологического состояния человека и могут отражать отдельные несущественные признаки, поэтому представлять еще не означает мыслить, Обобщенные представления образуют понятия.
В. И. Ленин писал:.. же самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий означает познание человека все более и более глубокой объективной связи мира К Наиболее существенное в образовании понятий заключается в их развитии и взаимосвязи.
Для метафизика вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]