Познание человека

За последние десятилетия в методике биологии сложилась и прочно укрепилась теория развития понятий в процессе обучения.

Знание состоит из понятий, устанавливаемых наукой, о существенных признаках и свойствах вещей и явлений, процессах и связях между ними.

Понятия помогают человеку в его поступательном движении познавания мира.

Оперирование понятиями, по определению Ф. Энгельса, и есть мышление.

Понятиями человек мыслит. Мысль отражает реальный мир и на пути от незнания к знанию проходит ряд стадий.

Исходным моментом в познании внешнего мира является чувственное ощущение вещи и явления, т. е. отражение их в отдельных свойствах.

Из ощущений возникают восприятия, отражающие вещь в целом,начало процесса осмысливания ощущений.

На основе восприятий возникают представл ения, заключающиеся во внутренних образах, хранимых в памяти человека.

Представления есть ступень к абстрагированию, поскольку при их возникновении часть признаков и свойств опускается.

Таким образом, представления являются в известной мере уже обобщениями.

Но представления зависят от психологического состояния человека и могут отражать отдельные несущественные признаки, поэтому представлять еще не означает мыслить, Обобщенные представления образуют понятия.

В. И. Ленин писал:.. же самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий означает познание человека все более и более глубокой объективной связи мира К Наиболее существенное в образовании понятий заключается в их развитии и взаимосвязи.

Для метафизика вещи и их мысленные отражения, понятия, суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого.

< назад | далее >