Учебный предмет

Для диалектика понятия динамичны:.. еловеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни.

Такая закономерность проявляется в науке, жизни и школьном обучении.

Развитие понятий основная движущая сила всего процесса обучения и воспитания учащихся.

К нему с полным правом могут быть отнесены слова В. И. Ленина: Анализ понятий, изучение их, искусство оперировать с ними требует всегда изучения д в и ж е и и я понятий, их связи, их взаимопереходов.

Все эти методологические положения являются обоснованием правильного понимания понятий и их развития в историческом процессе познания и в процессе обучения.

Учитель должен выделить основные понятия в каждом курсе, в учебном предмете и непрестанно держать их в поле своего методического зрения, возвращаясь к ним на разном материале и в различных связях.

Понятия откристаллизовываются, постепенно развиваясь и осознаваясь.

Отсюда ясно, что развитие понятий имеет особое образовательное и воспитательное значение.

Учащиеся овладевают понятиями не сразу: на образование их нужно время, в этом процессе ни в коем случае не может быть искусственного убыстрения, так как оно неизбежно приведет к формализму.

Вывести понятие из фактов значительно дольше и, главное, труднее, чем сообщить его и позаботиться, чтобы учащиеся запомнили формулировку.

Готовые понятия без труда запоминаются, но так же легко и забываются, потому что были получены как догма.

Биологические понятия. Биология как учебный предмет является системой понятий, развивающихся в логической последовательности и находящихся во взаимосвязи.

< назад | далее >