Учебный предмет
Для диалектика понятия динамичны:.. еловеческие понятия не неподвижны, а вечно движутся, переходят друг в друга, переливают одно в другое, без этого они не отражают живой жизни.
Такая закономерность проявляется в науке, жизни и школьном обучении.
Развитие понятий основная движущая сила всего процесса обучения и воспитания учащихся.
К нему с полным правом могут быть отнесены слова В. И. Ленина: Анализ понятий, изучение их, искусство оперировать с ними требует всегда изучения д в и ж е и и я понятий, их связи, их взаимопереходов.
Все эти методологические положения являются обоснованием правильного понимания понятий и их развития в историческом процессе познания и в процессе обучения.
Учитель должен выделить основные понятия в каждом курсе, в учебном предмете и непрестанно держать их в поле своего методического зрения, возвращаясь к ним на разном материале и в различных связях.
Понятия откристаллизовываются, постепенно развиваясь и осознаваясь.
Отсюда ясно, что развитие понятий имеет особое образовательное и воспитательное значение.
Учащиеся овладевают понятиями не сразу: на образование их нужно время, в этом процессе ни в коем случае не может быть искусственного убыстрения, так как оно неизбежно приведет к формализму.
Вывести понятие из фактов значительно дольше и, главное, труднее, чем сообщить его и позаботиться, чтобы учащиеся запомнили формулировку.
Готовые понятия без труда запоминаются, но так же легко и забываются, потому что были получены как догма.
Биологические понятия. Биология как учебный предмет является системой понятий, развивающихся в логической последовательности и находящихся во взаимосвязи.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]