Предмет биологии

Вся система понятий определяется составом основ науки, входящих в школьный I предмет биологии.

Таким образом, основными понятиями школьной биологии являются морфологические, анатомические, физиологические, экологические, систематические, филогенетические, цитологические, эмбриологические, генетические, а также агрономические.

В курсе анатомии, физиологии и гигиены человека, кроме того, гигиенические и медицинские.

Эти понятия могут быть простыми и сложными, специальными и общебиологическими. ).

Каждое понятие постепенно развивается, усложняется.

Простое, начальное понятие, включающее один элемент знания, объединяясь с другими простыми понятиями, образует сложное.

Так, понятие лист на первом уроке по теме является простым, первичным.

Учащиеся узнают,, что лист имеет зеленую пластинку с жилками и черешок, т. е. приобретают понятия о внешней форме.

К концу изучения темы, на десятом уроке, понятие лист становится сложным, включающим ряд элементов знаний.

Учащиеся знают разные формы листа, анатомическое строение, образование органического вещества в листе путем усвоения углекислого газа на солнечном свету, дыхание листа, испарение листьями воды, приспособительные признаки листьев у различных растений (сокращение площади листовой пластинки, опушение и т. п.).

Сложное понятие лист обобщает понятие морфологии, анатомии, физиологии, экологии листа.

Аналогичное развитие, усложнение претерпевают понятия о семени, корне, стебле, цветке и т. д. Еще более сложно понятие о целом растении, его строении, функциях всех его органов, развитии, связи с условиями жизни, месте в эволюции и систематике.

< назад | далее >