Понятия обмена веществ
В теме Растение целостный организм проводится обобщение о клеточном строении растения.
Уточняются понятия обмена веществ в клетке, движения и раздражимости цитоплазмы.
Сопоставляются ткани органов и их жизненные функции.
В курсе VI класса понятие о клеточном строении становится эволюционным: одноклеточные растительные организмы, многоклеточные водоросли, появление специализированных тканей у мхов и папоротников и, наконец, сложное строение покрытосеменных.
Важнейшее понятие об обмене веществ, связанном с жизненными функциями и условиями жизни, требует особого внимания.
Обычно физиологические-процессы, в особенности у растений, изучаются раздельно по органам: дыхание, питание минеральное, питание воздушное, испарение, превращение веществ, рост. Задача же развития понятий заключается в том, чтобы учащиеся понимали, какие процессы происходят в целом растении и в связи с какими условиями.
В результате учащиеся должны уметь устанавливать связи между процессами и условиями жизни.
Этого можно достичь определенной последовательностью, системой и постоянно осуществляемыми упражнениями.
Обмен веществ может быть с успехом рассмотрен в курсе ботаники при изучении каждого органа и целого растения, а затем на материале об основных группах растений.
В программу по ботанике введена в VI классе заключающая тема о растительных сообществах.
В 4 часа, отводимые на эту тему и экскурсию, нельзя дать достаточного понятия о столь сложных явлениях в природе.
Поэтому данную тему можно рассматривать как обобщающую экологические понятия, развиваемые во всех темах курса ботаники.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]