Полная система понятий
В темах V класса, изучающих органы растений, даются простые понятия об изменчивости и приспособленности растений к среде (корней, листьев, стеблей).
При этом экологические понятия образуются на основе понятий морфологических и физиологических.
В VI классе при изучении семейств цветковых растений и в особенности в теме Основные группы растений даются первоначальные понятия о взаимовлиянии растений, о типичных растениях биоценозов водоема, болота, леса и условиях жизни в них.
В последней теме изучается не один биоценоз, а два, три, чтобы можно было сравнить и закрепить такие понятия, как ярусы, самоизреживание, создание особой среды, смена ценозов, т. е. подвести учащихся к пониманию общих закономерностей в природе.
На экологических понятиях основывается понятие об охране природы.
В каждой теме ботаники, как и других курсов, предусматривается изучение всей системы понятий в должной мере с восполнением возможных в программе и учебнике пробелов.
В курсе зоологии при изучении каждого основного представителя типа или класса тоже предусматривается полная система понятий о животном о внешнем и внутреннем строении, жизненных функциях, образе жизни в среде обитания, месте в системе животного мира и эволюции.
Именно в преподавании зоологии устанавливается преемственность общебиологических понятий из курса ботаники.
В зоологии понятие о клеточном строении организмов расширяется сравнением строения животной клетки с растительной и на примере одноклеточных и многоклеточных животных (амеба, гидра, черви) продолжает свое развитие.
Основное понятие систематики классификация давалось в курсе ботаники в начале VI класса, что позволяло пользоваться понятиями о систематических единицах уже на первых уроках зоологии.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]