Сторона обмена веществ

Указание на согласованность всех процессов, протекающих в организме человека, углубляет понятие об обмене.

В курсе физиологии человека обмен веществ нужно показать при изучении каждого физиологического процесса и в специальной теме Обмен веществ.

В курсе общей биологии обмен веществ живых организмов изучается в прямой связи с круговоротом веществ на нашей планете, с биосферой в целом.

Планомерному развитию понятия об обмене веществ мешает, как уже отмечено выше, отсутствие должного внимания обмену внутриклеточному и внутритканевому и превращениям энергии.

Энергетическая сторона обмена веществ при обучении ботанике и зоологии совсем не отмечается; очень поверхностно дается она и в курсе анатомии, физиологии и гигиены человека.

Например, понятие о калорийности пищи недостаточно связывается с понятием об обмене веществ.

Энергетическая сторона белкового, углеводного и жирового обмена часто совершенно опускается учителем.

Понятие о превращениях энергии включается иногда в формулировку понятия об обмене веществ, но в развитии его не участвует.

В тему Обмен веществ включен материал о строении и работе почек. Благодаря этому изучение обмена веществ приобрело более глубокий, обобщающий физиологические процессы характер.

Этим устраняется механическое объединение в одной теме вопросов о почках и о коже под углом зрения функции выделения, так как роль почек, главных органов выделения, лучше рассматривать вместе с обменом веществ.

Обособление темы Кожа позволяет сосредоточить внимание учащихся на ее защитных функциях и роли в теплорегуляции организма.

Порядок тем имеет большое принципиальное значение в логике научного содержания.

< назад | далее >