Удивительная слаженность
Он определяется развитием понятий курса. К понятию об обмене веществ близко примыкает понятие о химическом составе живого вещества, развиваемое в VIII классе.
Оно не имеет достаточной основы при обучении биологии в предыдущих классах, между тем как в VII классе учащиеся уже изучают систематический курс химии и, следовательно, в состоянии усвоить элементарные сведения о химизме процессов, протекающих в организме.
Не останавливаясь на понятиях о размножении, росте и развитии человеческого организма, следует отметить, что они принадлежат к числу планомерно и систематически развиваемых в VIII классе при изучении различных систем: особенности органов движения, работы сердца у детей и др.
Понятие о связи строения органа и его функции планомерно и преемственно развивается с V по VIII класс.
Нельзя забывать и о возможности привлечь знание учащихся по ботанике и зоологии для развития понятий о взаимосвязях, существующих во всей живой природе, для развития эволюционных идей в курсе VIII класса.
Между животными и растениями, в первую очередь высшими, исторически сложились непосредственные пищевые связи.
А отсюда становится понятной та удивительная слаженность между химическим составом организмов и нормальной работой всех систем органов высших животных и человека.
Все это учитель подчеркивает при изучении вопросов о химическом составе тела, питании и обмене веществ у человека, например: называет и демонстрирует растения, богатые белками, жирами и углеводами, витаминами, разъясняет значение растений, имеющих вкусовую ценность.
При рассмотрении многих практических вопросов по темам Кровообращение, Пищеварение, Органы движения и др. учитель говорит о лекарственных растениях, о роли зеленых насаждений. В общей биологии понятия развиваются с опорой на специальные и общебиологические понятия из предыдущих курсов.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]