Дальнейшее развитие

Эти понятия связаны многосторонними и притом подвижными связями.

Одно и то же понятие разными сторонами развивает различные понятия, разные понятия обобщаются одним более сложным.

Так, рассмотрение числа, формы, расположения хромосом, количества ДНК на примерах ведет к понятию о специфике кариотипа для вида.

Понятие о кариотипе связано с понятием о виде, его критериях и структуре.

Понятие о критериях вида, данное в IX классе, особенно о биохимическом, генетическом и экологическом, развивается в темах X класса.

Вместе с ним получает большую фактическую основу понятие о целостности вида и существовании его в форме популяций.

Понятие об эволюции взаимоотношений организма и среды раскрывается в теме Развитие органического мира.

Но оно получает дальнейшее развитие как научное прогнозирование в теме Организм и среда и особенно в теме Биосфера и человек. Здесь это понятие рассматривается в плане перестройки эксплуатации биосферы на основе общих закономерностей, при нарушении которых пагубные последствия загрязнения всех сред планеты Земли неизбежны.

Развитие многих понятий курса общей биологии начинается еще при изучении ботаники и зоологии и продолжается на первых же уроках в IX классе (как, например, понятия о виде, системе животных и растений и др.) Большинство понятий в курсе общей биологии имеет сквозной характер.

Некоторые понятия курса общей биологии имеют прерывистый характер развития.

Если, например, понятие о естественном отборе как о главной движущей силе в эволюции органического мира развивается непрерывно из темы в тему и изучение любой темы без постоянной связи с ним было бы методологически неверным, то совершенно иной характер имеет развитие понятия об искусственном отборе.

< назад | далее >