Дальнейшее развитие
Эти понятия связаны многосторонними и притом подвижными связями.
Одно и то же понятие разными сторонами развивает различные понятия, разные понятия обобщаются одним более сложным.
Так, рассмотрение числа, формы, расположения хромосом, количества ДНК на примерах ведет к понятию о специфике кариотипа для вида.
Понятие о кариотипе связано с понятием о виде, его критериях и структуре.
Понятие о критериях вида, данное в IX классе, особенно о биохимическом, генетическом и экологическом, развивается в темах X класса.
Вместе с ним получает большую фактическую основу понятие о целостности вида и существовании его в форме популяций.
Понятие об эволюции взаимоотношений организма и среды раскрывается в теме Развитие органического мира.
Но оно получает дальнейшее развитие как научное прогнозирование в теме Организм и среда и особенно в теме Биосфера и человек. Здесь это понятие рассматривается в плане перестройки эксплуатации биосферы на основе общих закономерностей, при нарушении которых пагубные последствия загрязнения всех сред планеты Земли неизбежны.
Развитие многих понятий курса общей биологии начинается еще при изучении ботаники и зоологии и продолжается на первых же уроках в IX классе (как, например, понятия о виде, системе животных и растений и др.) Большинство понятий в курсе общей биологии имеет сквозной характер.
Некоторые понятия курса общей биологии имеют прерывистый характер развития.
Если, например, понятие о естественном отборе как о главной движущей силе в эволюции органического мира развивается непрерывно из темы в тему и изучение любой темы без постоянной связи с ним было бы методологически неверным, то совершенно иной характер имеет развитие понятия об искусственном отборе.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]