Синтез белка
Это понятие развивается в теме Дарвинизм и затем не получает никакого движения до темы Основы генетики и селекции.
Особо следует остановиться на понятии об истории науки, характерном именно для курса общей биологии.
В ботанике и зоологии даются очень немногие отрывочные сведения из истории науки.
В VIII классе они несколько усиливаются, но по-прежнему носят весьма локальный характер.
Привлечение исторических материалов на уроках общей биологии становится систематическим развитием понятия об историзме в науке.
Раскроем подробнее движение понятия о гене в связи с рядом основных понятий курса.
Понятие о гене впервые дается в VIII классе: ген участок молекулы ДНК, качественно особая частица, на гены дифференцирована хромосома.
В IX классе оно служит опорой при рассмотрении микроэволюции (процессов, происходящих в пределах популяции, вида).
Дальнейшее движение этого понятия связано с изучением биологического синтеза белка.
Код гена (его молекулярная структура) программирует в клетке синтез белка.
Вместе с раскрытием химической природы гена понятие о нем углубляется и физиологическим содержанием указанием на ауторепродукцию генов в каждом клеточном поколении.
При ознакомлении с гипотезой чистоты гамет формулируется понятие о гене как о материальном наследственном факторе, определяющем развитие признаков и свойств.
Развитие понятия ген продолжается и далее: учащиеся узнают об аллелях и таким образом подходят к понятиям генотип и фенотип, представляющим обобщение всего изученного материала о генах.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]