Естественный отбор

В IX классе при разъяснении процессов микроэволюции учащиеся узнают о неоднородности особей популяции в пределах вида по их наследственной природе по составу генов, т. е. по генотипу.

В X классе генотип разъясняется как комплекс наследственных факторов, исторически сложившийся в процессе эволюции данного вида (к которому относится организм, характеризующийся этим генотипом), и вместе с тем как материальная основа дальнейшей эволюции.

Так понятия о гене и генотипе связываются с понятиями, ознакомлению с которыми и был посвящен курс эволюционного учения в IX классе: вид, естественный отбор, видообразование.

Но понятие о гене получает движение и дальше в X классе: учащиеся узнают о взаимодействии генов, сцеплении генов, расположенных в одной хромосоме, линейном расположении их и перекомбинациях.

Природа генов и их место в эволюции раскрываются глубже при ознакомлении учащихся с современной теорией мутаций и еще дальше и глубже с ролью генетики в селекции, медицине, космической биологии и т. п., т. е. ее глубокими связями с жизнью и практикой.

Однако было бы и научно и педагогически неправильным не связать генетику и теорию гена с общей теорией эволюции, обобщив изученный материал в IX и X классах по курсу общей биологии и вместе с тем биологии в целом.

Эволюция происходит на популяционно-видовом уровне.

На других уровнях идет процесс наследственной изменчивости.

Переход такого рода изменений на популяционно-видовой уровень происходит только одним путем через включение естественного отбора.

Каждое понятие в своем развитии должно быть усвоено учащимися настолько, чтобы они могли им свободно оперировать.

< назад | далее >