Постановка эксперимента

Большое значение для усвоения понятий имеют упражнения, решение практических задач, связанных в биологии с наблюдением и экспериментом.

Наблюдение и эксперимент требуют определенных умений.

Развитие понятий тесно связано с приобретением и развитием умений и практических навыков.

Развитие умений. Умения, связанные с биологическими знаниями, определяются специальными понятиями.

В курсе ботаники и зоологии полностью, в курсах физиологии человека и общей биологии частично умения могут быть объединены в следующие группы: по морфологии разбор и определение форм органов; по систематике сопоставление и определение растений и животных; по анатомии работа с лупой, микроскопом, приготовление препаратов; по физиологии наблюдение процессов жизни, постановка эксперимента; по экологии установление формы приспособленности организмов, экологических признаков.

Развитие умений идет в связи с развитием понятий постепенно, от простых приемов к более сложным.

Учащиеся на первых уроках учатся определять органы растений и гербаризировать растения.

Затем различают семена, всходы и корни двудольных и однодольных растений.

Позже, пользуясь справочной таблицей, определяют формы листьев.

Различают корневища, клубни и луковицы. По инструктивным таблицам определяют соцветия и плоды, делая очень краткие записи.

Все эти весьма элементарные упражнения позволяют уже в VI классе перейти к определению целых растений.

Без морфологических определений нельзя приступить к определениям систематическим, а также и экологическим.

В ряде случаев понятия и умения переходят одни в другие.

Так, морфологические понятия и умения переходят в понятия и умения по систематике.

< назад | далее >