Постановка эксперимента
Большое значение для усвоения понятий имеют упражнения, решение практических задач, связанных в биологии с наблюдением и экспериментом.
Наблюдение и эксперимент требуют определенных умений.
Развитие понятий тесно связано с приобретением и развитием умений и практических навыков.
Развитие умений. Умения, связанные с биологическими знаниями, определяются специальными понятиями.
В курсе ботаники и зоологии полностью, в курсах физиологии человека и общей биологии частично умения могут быть объединены в следующие группы: по морфологии разбор и определение форм органов; по систематике сопоставление и определение растений и животных; по анатомии работа с лупой, микроскопом, приготовление препаратов; по физиологии наблюдение процессов жизни, постановка эксперимента; по экологии установление формы приспособленности организмов, экологических признаков.
Развитие умений идет в связи с развитием понятий постепенно, от простых приемов к более сложным.
Учащиеся на первых уроках учатся определять органы растений и гербаризировать растения.
Затем различают семена, всходы и корни двудольных и однодольных растений.
Позже, пользуясь справочной таблицей, определяют формы листьев.
Различают корневища, клубни и луковицы. По инструктивным таблицам определяют соцветия и плоды, делая очень краткие записи.
Все эти весьма элементарные упражнения позволяют уже в VI классе перейти к определению целых растений.
Без морфологических определений нельзя приступить к определениям систематическим, а также и экологическим.
В ряде случаев понятия и умения переходят одни в другие.
Так, морфологические понятия и умения переходят в понятия и умения по систематике.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]