Элементарная фиксация простейших
Понятия и умения по морфологии и физиологии переходят в агрономические.
Это хорошо иллюстрирует следующая таблица. Развитию умения определять растения способствует сравнение растений из двух семейств: сходства и различия их признаков; затем сравнение растений, относящихся к двум родам и двум видам.
Определению можно обучать сначала по карточкам с признаками 4-5 растений, а затем по определителю.
Элементарное различение, сравнение и определение проводятся и в курсе зоологии.
При изучении каждого типа, показывая многообразие, проводят сравнение изучаемого животного с ранее изученными и обращают внимание на отличительные признаки.
Большие возможности для упражнения в определении отрядов открываются в особенности при изучении темы Членистоногие.
Эти умения по морфологии и систематике послужат опорой для умения делать экологические определения во всех курсах биологии.
Развитию умений экологического характера способствуют наблюдения, сбор живого материала в природе на экскурсиях, выполнение летних заданий по ботанике, зоологии и общей биологии.
Умения анатомического порядка заключаются в постепенном овладении навыками пользования микроскопом, самостоятельного приготовления препаратов, расчленения органов.
Значительную сложность представляет систематическое развитие умений физиологического характера.
Уже элементарная фиксация простейших наблюдений дома над прорастанием семян в разных условиях вырабатывает первичные навыки в постановке физиологического эксперимента.
Следующий опыт с проращиванием семян приучает учащихся к измерению роста корневой и наземной части проростка в определенное время.
При всех заданиях физиологического характера наблюдении, эксперименте необходимо приучать к точному сопоставлению опытного и контрольного растения или животного и точному измерению изменений (линейному и весовому).
Для правильной организации наблюдений имеют большое значение карточки-таблички, графы которых нужно в процессе наблюдения заполнить. Работы физиологического характера сложны, и многие из них требуют длительного времени.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]