Исключительное значение
Учителю приходится приложить много усилий и мастерства, чтобы осуществить развитие понятий в системе и целенаправленно.
Учителю необходимо знать, как происходит движение понятий из темы в тему, из курса в курс.
Важно заранее отчетливо выявить, где понятия связываются и обобщаются, переходят из одного порядка в другой.
Пути движения понятий полезно представить графически.
В качестве примера может служить график развития основных физиологических понятий в курсе ботаники.
Аналогично следует рассматривать развитие и других понятий, как общебиологических, так и специальных.
Образование понятий происходит при соблюдении следующих педагогических условий.
Биологическое понятие может быть правильным только при условии точного и ясного представления об изучаемом предмете или явлении, основанного на непосредственном восприятии наблюдении.
Специфично для преподавания биологии непосредственное рассмотрение и исследование изучаемого предмета.
Исключительное значение в первичном образовании понятия имеют натуральные объекты.
Для развития понятия, помимо натуральной наглядности, используются и различные виды изобразительной наглядности.
Развитие понятий невозможно без развития мышления учащихся, без вовлечения их в мыслительную работу.
Учителю постоянно приходится приводить в движение мысль учащихся.
Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять.
Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения.
Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи....
Учитель ставит перед учащимися в начале темы или в начале урока проблему, вопрос. Излагая учебный материал, учитель устанавливает причины и следствия, связи между явлениями.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]