Исключительное значение

Учителю приходится приложить много усилий и мастерства, чтобы осуществить развитие понятий в системе и целенаправленно.

Учителю необходимо знать, как происходит движение понятий из темы в тему, из курса в курс.

Важно заранее отчетливо выявить, где понятия связываются и обобщаются, переходят из одного порядка в другой.

Пути движения понятий полезно представить графически.

В качестве примера может служить график развития основных физиологических понятий в курсе ботаники.

Аналогично следует рассматривать развитие и других понятий, как общебиологических, так и специальных.

Образование понятий происходит при соблюдении следующих педагогических условий.

Биологическое понятие может быть правильным только при условии точного и ясного представления об изучаемом предмете или явлении, основанного на непосредственном восприятии наблюдении.

Специфично для преподавания биологии непосредственное рассмотрение и исследование изучаемого предмета.

Исключительное значение в первичном образовании понятия имеют натуральные объекты.

Для развития понятия, помимо натуральной наглядности, используются и различные виды изобразительной наглядности.

Развитие понятий невозможно без развития мышления учащихся, без вовлечения их в мыслительную работу.

Учителю постоянно приходится приводить в движение мысль учащихся.

Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять.

Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения.

Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс: он всегда направлен на разрешение какой-то задачи....

Учитель ставит перед учащимися в начале темы или в начале урока проблему, вопрос. Излагая учебный материал, учитель устанавливает причины и следствия, связи между явлениями.

< назад | далее >