Беседа лекция

Руководствуясь существенными признаками методов, следует выделить группу методов, применяя которые учитель передает знания учащимся главным образом через посредство слова с иллюстрацией наглядных пособий к излагаемому материалу по мере надобности.

При этом основным источником, некоторого ученики черпают новые знания является ело в о: индуктивно, когда из ряда фактов вытекает обобщение, или дедуктивно, когда общее положение подтверждается фактами.

Даже в IX-X классах в курсе общей биологии учитель не всегда занимает изложением материала весь урок: во время лекции он спрашивает учащихся, задает и объясняет домашние задания.

В зависимости от разной степени трудности теоретического материала и в IX-X классах возможны многообразные словесные методы, их взаимные переходы и оттенки: беседа рассказ, беседа лекция, лекция беседа.

В пределах метода возможно различить разновидности его.

Например, беседа вводная, объясняющая, обобщающая. Рас сказ имеет разновидности: информационный при рассказе и лекции учащиеся должны понять постановку главного вопроса урока, расчленение го на ряд последовательно разрешаемых вопросов.

Полезным приемом служат вопросы учителя, предлагаемые учащимся по ходу изложения нового материала.

Они имеют целью опереться на уже имеющиеся у учащихся знания, или заставить их самостоятельно дать ответ на частный вопрос, или высказать на основании прослушанного свое предположение, свое мнение.

Очень ценно в изложение нового материала включать рассказ учащихся о наблюдениях и опытах, проведенных по заданию учителя в уголке живой природы, на школьном участке, на экскурсии или летом в природе, что повышает интерес к уроку, побуждает учащихся к высказыванию мыслей, приучает их активно слушать.

Возможны рефераты по прочитанным книгам. При использовании любого из методов учитель обращает большое внимание на культуру речи учащихся.

Но особенно важно предусмотреть ее развитие при словесных методах.

Постепенно усложняются вопросы, задаваемые учащимся.

Учащиеся сначала отвечают кратко, затем более распространенно, делая самостоятельные сопоставления, выводы, высказывая суждения.

< назад | далее >