Целая система вопросов

В дальнейшем учащиеся приучаются выступать с краткими сообщениями и докладами на научные темы.

Наглядные методы. Наглядные методы нельзя смешивать с общим педагогическим принципом наглядности.

Это понятия разные, не тождественные друг другу. Наглядные пособия используются почти на всех уроках биологии, но это не означает, что все они проводятся наглядными методами.

При словесных методах наглядность служит как иллюстрация в подтверждение слов учителя или для усиления образности его рассказа.

Например, при рассказе о растении, животном, которых нельзя показать в натуре, о многих биологических явлениях (перелет птиц, забота о потомстве), о биографии ученых, научных открытиях и т. п. показывают картины, таблицы, фото.

Но источником информации остается слово учителя его рассказ, его объяснение.

При проведении урока наглядными методами наглядным пособиям отводится иная роль. Именно они опыты, живые V объекта, кино, таблицы служат источником информации для учащихся, а не слово учителя.

Наблюдая демонстрируемые пособия, самостоятельно или с помощью вопросов учителя учащиеся обдумывают выводы, делают обобщения и умозаключения.

В этом отличительная особенность использования наглядности при наглядных методах.

Применение наглядных методов должно вызывать и развивать алтаи мышления учащихся.

Правильно поставленный вопрос, а затем и целая система вопросов привлекают внимание к демонстрируемым объектам и опытам, заставляют учащихся целенаправленно и последовательно наблюдать, сравнивать, делать выводы и обобщения.

Демонстрация натуральных средств наглядности имеет в. преподавании биологии преимущественное значение, так как дает живые образные представления о растениях и животных. Чем больше накоплено образных представлений об органическом мире, тем легче, пользуясь аналогией, контрастами и т. п., сообщить учащимся сведения о таких растениях и животных, которые по разным причинам не могут демонстрироваться на уроках.

< назад | далее >