Демонстрация опытов
На многих уроках ботаники учитель или учащиеся демонстрируют заранее проведенный опыт, рассказывая об условиях его постановки.
Вначале ставится вопрос, который должен быть разрешен опытом, и предлагается пронаблюдать опыт, сравнить опытное и контрольное растения или ряд вариантов и сделать вывод.
Вывод уточняется путем опроса учащихся. Опыт схематически изображают в тетради и подписывают.
При демонстрации опытов, так же как живых растений, таблиц и кинофильма, поставленный вначале вопрос или несколько вопросов заставляют учащихся сосредоточить внимание на виденном, активно наблюдать, подмечая явления или характерные признаки, и делать из своих наблюдений умозаключения.
В преподавании зоологии, анатомии, физиологии и гигиены человека классическим примером является демонстрация опытов с лягушкой.
В простейшем виде ее проводят в VII классе и более детально в VIII классе.
На уроках в VII-VIII классах демонстрируют животных с заранее выработанными в живом уголке условными рефлексами.
Демонстрацию, как правило, сопровождают сообщения юных натуралистов о том, как они проводили эти опыты.
Для демонстрации живых растений и животных и их функций привлекают учащихся, поставивших опыты по заданию учителя во внеурочное время в уголке живой природы или на школьном учебно-опытном участке.
Их сообщения учитель включает в изложение нового материала как факты, из которых делают выводы (индуктивное построение урока) или которыми подтверждают ранее установленное (дедуктивное построение урока).
Демонстрацию микроскопических объектов применяют в процессе преподавания всех биологических курсов.
Если школа имеет только 1-2 микроскопа, учитель, пользуясь ими, не может организовать практическую работу.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]