Количество быков
Сложнее обстоит дело с образованием правильного представления о величине объектов, так как в одних случаях на таблице их изображают увеличенными, в других уменьшенными.
Приходится использовать специальные приемы, позволяющие дать детям четкие представления о величине изучаемых объектов, например: учитель изготовляет из плотной бумаги контуры этих животных в естественную величину или демонстрирует ленту, показывающую высоту.
Эти контуры или бумажную ленту вывешивают в нужный момент на стене класса и используют в дополнение к таблице. Если на таблице изображены увеличенные объекты, сравнивают величину изучаемого животного или растения с натуральными объектами (например, лист росянки на таблице и гербаризованная росянка) или с величиной хорошо известных учащимся предметов, например: карандаша, волоса, булавочной головки, горошины и т. п.
Рассказывая о животных, недоступных наблюдению, учитель обязан не только показать их изображение на таблице, рисунке, экране, но и дать представление о размерах.
Для этого в кабинете на стене за столом учителя приклеиваются две бумажные ленты с делениями на полуметры: одна до потолка, другая во всю ширину стены.
Для точности представления изготовляют самодельные таблицы с изображением сопоставления числовых данных, выраженных в предметах, например количество воды, испаряемое растением в день и за лето в виде ведер и бочек; вес кита и количество быков, равных этому весу, и т. п.
Вывесив ту или иную таблицу, важно дать возможность учащимся приглядеться к ней в течение Нескольких секунд и только после этого задавать вопросы о ее содержании.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]