Строение семян
Демонстрация кинофильмов требует соблюдения ряда правил.
Учебные кинофильмы должны органически включаться в урок в качестве одного из наглядных пособий.
Если кинокартина немая, то учитель сопровождает ее краткими и четкими словесными пояснениями.
В некоторых случаях полезно использовать обратный ход аппарата и повторную демонстрацию ряда кадров.
По ходу просмотра при необходимости делают перерывы в демонстрации и включают в урок работу с другими пособиями.
К демонстрации кинофильмов на уроке следует привлекать учащихся, интересующихся механикой.
Применение технических средств кино, телевидения, радио, обучающих машин нельзя считать особым методом информации учащихся.
Эти технические средства включаются учителем в урок в нужном сочетании с другими пособиями и собственным изложением учебного материала.
Использование же их целиком и отдельно от уроков будет уже относиться не к методам школьного обучения на уроках, а к внеклассным или внешкольным занятиям.
Особенно важную роль в повышении активности учащихся играет использование наглядных методов самими учащимися при ответах.
Задача учителя состоит в постепенном развитии у учащихся умения демонстрировать те или иные пособия при ответе, сравнивать их и т. п.
Сначала сравнивают изображения не более двух объектов, например: в курсе ботаники строение семян фасоли и зерновок пшеницы, в курсе зоологии амебы и туфельки, перловицы и улитки, но затем число их постепенно возрастает Особенно сложной становится подобная работа учащихся в курсе общей биологии, когда ученику приходится в процессе синтеза и обобщения сравнивать, например, скелеты рыбы, земноводного, пресмыкающегося, птицы и млекопитающего или одновременно использовать таблицы с изображением кровеносной, нервной или какой-либо другой системы названных классов позвоночных.
< назад | далее >Авторы статей: К.А. Семёнова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин
Преподавание биологии | Происхождение жизни и эволюция [домой]