Самостоятельная деятельность

Оно выполняется учащимися по устному или письменному заданию.

Неправильно поступают те учителя, которые предоставляют полную самостоятельность учащимся при проведении практических работ, считая это высшим проявлением их творческого поиска.

Результаты этого предвидел еще Я. А. Коменский в Великой дидактике : Жесток тот учитель, который, задав ученикам работу, не объясняет им в достаточной степени, в чем дело, и не показывает, как работа должна быть выполнена, а еще менее помогает им при попытках, но заставляет их самих потеть и мучиться и неистовствует, когда они делают что-нибудь не так, как следует. Что же это такое, как не пытка юношества? Практические работы даже в старших классах не могут сводиться к кажущимся самостоятельным исследованиям.

В этом случае, как писал К. А. Тимирязев, учащиеся будут вращаться в ограниченном, часто совершенно случайном кругу идей и экспериментальных приемов, вместо того чтобы посвящать школьные годы возможно широкому разностороннему знакомству с наукой и с методами, без него немыслима будущая, действительно самостоятельная деятельность Развитие самостоятельности идет постепенно В зависимости от степени развития у школьников умения выполнять практические работы учитель руководит ими: расчленяет процесс работы на отдельные операции, вывешивает инструктивную таблицу, дает инструкцию-задание на руки учащимся.

Примером фронтальных работ по команде является изучение строения семени двудольного растения.

В курсе ботаники V класса учащиеся определяют форму корней, листьев, стеблей, соцветий, плодов, а в VI классе целые растения, их семейства, роды и виды с постепенным усилением самостоятельности в работе.

< назад | далее >